Конфликт из-за газа в восточном Средиземноморье усиливается. В феврале впервые вмешался турецкий военно-морской флот, в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) Кипра вторглись турецкие военные корабли. В прошлом месяце произошло еще 2 конфликта.
Спор разгорелся из-за газовых блоков, то есть районов, на которые делятся воды вокруг Кипра. Турция не признает правительство Никозии и ее соглашение в отношении ИЭЗ. Анкара считает, что право на добычу газа принадлежит турецким киприотам, а также Турция в случае, если речь идет о блоках 4, 5, 6 и 7, через которые, по словам Анкары, пролегает турецкая морская граница.
В начале октября Кипр объявил тендер на добычу газа в спорном блоке 7. В ответ на это, в середине того же месяца, Турция отправила разведочное судно и 4 военно-морских суда и начала разведку на площади 44 тыс км2, включая блоки 4 и 5.
Никозия и Афины посчитали это нарушением исключительной экономической зоны Кипра. А 18 октября произошло еще одно событие.
Греция сообщила, что турецкий корабль вошел на греческий континентальный шельф, что заставило Афины направить фрегат Никифорос, чтобы изгнать турков.
Ссылки по теме Кто станет конкурентом России на газовом рынке ЕС? Египет готовится потеснить Россию на газовом рынке ЕС В непосредственной близости от оспариваемых вод разведка проводится итальянской Eni, French Total и American ExxonMobil. Когда в феврале турецкий военно-морской флот остановил исследовательское судно Eni в ИЭЗ Кипра, Рим решил отправить фрегат. Нарушение интересов любой из этих компаний заставит другие государства выступить с военным участием, что повлечет за собой конфликт в глобальном масштабе.
Турецкая разведка в спорном районе продлится до 1 февраля. Анкара, пообещав предпринять шаги, чтобы соблюсти свои интересы в Восточном Средиземноморье, обвинила Грецию в нарушении морских границ, что повлекло за собой целую цепочку событий. Конфликт, связанный с газом вокруг Кипра, активизируется, потому что Турции нужны собственные энергетические ресурсы, чтобы сократить дефицит торгового баланса, вызванный увеличением расходов на импорт газа и нефти.