24 мая в Москве состоялся круглый стол «Будущее пенсионного рынка», организованный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Основными темами для обсуждения стали итоги развития и перспективы реформы пенсионной отрасли, а также возможные риски запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и их минимизация.
«Позитив заключается в том, что НПФ стали заметной силой в экономике, они активно инвестируют в реальный сектор, и за 2016 год их доля в экономике достигла уже 2,5% ВВП, – подчеркнул Павел Митрофанов, управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX (Эксперт РА), представляя итоги исследования рынка. – Но сегодня мы говорим о вызовах. По нашему оптимистичному прогнозу запуск системы ИПК может стать успешным и обеспечить приток 20–30 млрд рублей от 1 млн человек в первый год работы, если будут решены несколько вопросов – введение «автоподписки», софинансирование для 6%-ных взносов, а также активная PR-кампания фондов и государства».
Сергей Беляков, президент СРО АНПФ, выразил критическое отношение к тому, как идет дискуссия по пенсионной тематике: «Не стоит забывать про уровень финансового благополучия граждан, который не очень позволяет им быть участниками системы ИПК. ЦБ и мы провели специальное исследование опыта тех стран, которые внедряли что-то подобное и ключевым фактором успеха или неуспеха был инструмент «автоподписки», и все с этим соглашались при обсуждении. Но в новой концепции «автоподписка» отсутствует. Парадоксально, ведь мы все говорили об одном и том же, но в результате в правительство вносится документ, который с точки зрения авторов оказывается неработающим».
«Нужно признать, что в том виде, в котором вчера был озвучен новый проект ИПК, предполагающий вариант подписки по трудовому договору, он нереализуем и по большому счету ничем не отличается от НПО, участие в котором возможно уже 20 лет. Но мы видим только стагнацию и снижение количества участников, при том что 90% взносов делает работодатель», – прокомментировал Сергей Околеснов, генеральный директор ООО «Пенсионный Партнер».
Президент АО «Ханты-Мансийский НПФ» Алексей Охлопков продолжил тему ИПК и выделил главную проблему: «И мы, и государство занимаемся процессом, но у нас нет цели. У людей с более низким доходом, а часть страны живет с зарплатой 15–20 тыс. рублей, коэффициент замещения превышает 50–60 %, а для людей с более высокими доходами он гораздо ниже – 15–20%. На мой взгляд, пока мы не сформулируем четкую цель ИПК, сфокусированную на конкретной группе граждан (потому что всех людей ИПК счастливыми не сделает), мы будем заниматься бесконечным решением технических вопросов».
Антон Шпилев, первый заместитель генерального директора АО «НПФ ГАЗФОНД Пенсионные накопления», говорил о тенденции к консолидации пенсионного рынка: «Мы завершили, наверное, самую крупномасштабную реорганизацию на этом рынке – объединили четыре фонда. Это связано как с изменениями на рынке, ростом требований со стороны регулятора, так и с изменениями условий внешней среды. Консолидация – это одна из характерных тенденций и способов роста индустрии. Кто-то растет за счет агрессивной политики привлечения, а кто-то за счет покупки НПФ. Для многих небольших фондов это естественный способ развития, им нужно соответствовать требованиям ЦБ либо продаваться. Все это приводит к консолидации рынка, мы видим, что количество лицензий сокращается».
«Количество ценных бумаг и эмитентов, доступных для инвестирования пенсионных денег, катастрофически сжимается, и наша общая задача увеличивать финансовый рынок, – отметил Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «САФМАР». – Мы видим противоположную тенденцию: ЦБ с точки зрения повышения надежности системы устанавливает все больше и больше ограничений, но при этом мы видим не так много действий, связанных с развитием новых инструментов помощи эмитентам для выхода на финансовые рынки».
Первый вице-президент СРО НАПФ Сергей Эрлик остановился на теме доверия к НПФ и защите прав застрахованных лиц: «Сегодня на рынке сформировались две группы фондов, имеющие противоположные цели: одна занимается тем, что пытается удержать существующую базу, вторая – активно переводить клиентов к себе в фонды. У фондов разные стратегии и поведение, но порядок на рынке нужно наводить и бороться с недобросовестными практиками. Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы может стать уход от работы с агентами и различного рода заинтересованными гражданами».
Вячеслав Батаев, ответственный секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию, рассказал о досрочном НПО и нормах по созданию корпоративных пенсионных программ: «Есть пакет законопроектов о том, как можно улучшить этот пенсионный продукт, он прошел не один круг обсуждений в правительстве. Если он выйдет в таком виде, то позволит засчитывать доптариф за работу на местах с вредными и опасными условиями труда, позволит досрочникам до достижения общеустановленного пенсионного возраста получать пенсию, а также получать доплату из ПФР, пропорциональную тому страховому периоду, в который за них уплачивались взносы в государственную пенсионную систему».
Продолжил тему Иван Волков, заместитель исполнительного директора по стратегическому развитию НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»: «Рынок классического НПО стагнирует, и в условиях текущего регулирования его будущее очень туманно. Проблема одна – это стремление регулирования к унификации продуктов. С одной стороны, это заставляет обсуждать только одно направление – ОПС, которое в будущем может стать ИПК, с другой – происходит нивелирование роли работодателя, институтов социального партнерства, принятия стимулов и мотивации работодателя. Также важный момент – отсутствие такого информационного штурма, который получает сейчас ИПК. По нашему исследованию, только порядка 25% работодателей знают о такой возможности и таких институтах».
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел. +7 (495) 617-0777.