Всемирный банк переходит от роли кредитора крупных проектов развития к роли брокеру для инвестиций частного сектора.
В апреле 2017 года президент Группы Всемирного банка Джим Ен Ким изложил свое видение в речи в Лондонской школе экономики. Он утверждал, что финансирование развития должно коренным образом измениться по скорости и масштабу, перейдя от миллиардов долларов помощи к инвестициям в триллионы долларов.
Ким говорит, что есть значительные и доступные финансовые ресурсы, которые остаются на задворках рынков капитала, которые можно инвестировать в развивающиеся страны. Отсутствие знаний частных инвесторов об этих странах означает, что эти средства остаются в значительной степени неиспользованными.
По мнению Кима, Всемирный банк должен быть посредником между частным сектором и развивающимися странами. Его главный приоритет должен быть в том, чтобы не давать деньги, а снижать риски в развивающих проектах и развивающихся странах в целом. Чтобы сделать это, он будет продвигать политику, которая сделает ту или иную страну и проекты привлекательными для частных инвестиций.
Ким надеется, что это позволит обеспечить финансирование частного сектора, в то же время принесет пользу бедным странам и их населению. По его мнению, банк будет посредником между интересами глобальной рыночной системы, правительствами развивающихся стран и людьми, живущими в условиях нищеты.
В качестве брокера, Всемирный банк сможет обеспечить самые разные услуги – от инвестиций и страхования до бизнес-консультаций и политики лоббирования.
Идея Кима заключается в том, чтобы сместить власть от традиционных кредитных операций Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР) в руки банка частного сектора, МФК.
МБРР, образованный в 1948 году, предоставляет кредиты и консультации людям со средним уровнем дохода и низким уровнем доходов, которые считаются кредитоспособными. Эти кредиты являются прибыльными, даже если МБРР не старается максимизировать свой доход, но стремится содействовать глобальному социально-экономическому развитию. МБРР в основном финансируется через капитальные вложения своих 188 государств-членов, а также через выпуск облигаций Всемирного банка.
МАР была создана в 1960 году и предоставляет займы с низкими процентами и гранты беднейшим странам мира. Она финансируется за счет так называемых «пополнений» доноров каждые три года. Это не приносит прибыль, но сокращает масштабы нищеты и способствует экономическому росту.
МФК, созданная в 1956 году, направлена на вовлечение частного сектора в проекты развития по всему миру.
Роль инвестиционного брокера имеет смысл для Всемирного банка, если принять во внимание большой политический контекст экономики развития. Страны с низким и средним уровнем дохода стали менее зависимыми от кредитования Всемирного банка, учитывая все более привлекательные альтернативные источники финансирования; нынешние американские и британские администрации отдают предпочтение торговли и бизнесу в противовес целям по развитию. Частное финансирование в последние десятилетия быстро перешло в другие части экономической деятельности.
В связи с этим Всемирный банк рискует потерять позиции, если не отреагирует на эти тенденции. Кроме того, поскольку согласно учредительным документам, банк определяется как учреждение, которое облегчает инвестиции частного сектора, его роль в качестве финансового брокера действительно соответствует своему основному мандату.
Проблема бедности
Однако на повестке дня стоят две основные проблемы. Во-первых, почему оценка стоимости и эффективности деятельности в области развития будет сделана с учетом рентабельности для частного сектора? Как показал французский экономист Томас Пикетти, растущая мощь частных рынков капитала является движущей силой для роста доходов и имущественного неравенства.Во-вторых, что делает этот поворот в сторону решений частного сектора гораздо более перспективным сегодня, чем в предыдущие десятилетия, когда сам Ким энергично критиковал их? В своей речи на LSE, он отметил, что банк научился на прошлых ошибках. Тем не менее, снижение риска в целых странах для инвесторов частного сектора, вероятно, включает политику, такую как строгий контроль инфляции, крупномасштабную приватизацию, быструю либерализацию торговли и сильные правительственные сокращения социальных расходов. Они в прошлом сделали кредитную деятельность Всемирного банка заведомо деструктивной для развивающихся стран.
В Боливии, например, политика структурной перестройки в рамках условий кредитования Всемирного банка с 1985 года привела не только к росту безработицы и снижению государственных доходов, но в конечном итоге бунтам по всей стране и росту цен.
Даже если оставить в стороне опасения по поводу финансовой прозрачности корпораций, которые будут вовлечены в процесс, изменение роли банка отражает тревожный сдвиг в том, что развитие сектора расширяется. И сейчас возникает новый риск – что люди, живущие в нищете, будут вытеснены из поля зрения.