InvestFuture

Выращивание инвестора

Прочитали: 480

Правительство, пожалуй, впервые в отечественной истории пытается привлечь средства населения не с целью покрытия дефицита бюджета (царские военные займы, советские облигации выигрышного трехпроцентного займа, ОГСЗ 1995-1998 гг.) или обеспечения социальной справедливости ("народные" IPO середины 2000-х гг.). Ожидающийся в апреле 2017 г. выпуск облигаций федерального займа для населения вполне может стать хорошим вкладом в повышение финансовой грамотности. Однако эта цель будет достигнута лишь при соблюдении ряда важных условий, рассуждает в статье Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН".

Россияне и сегодня являются, хотя и опосредованно, основными инвесторами в государственный долг. Банкам, на балансе которых находятся более 23 трлн рублей розничных депозитов, принадлежит порядка 44% всех выпущенных ОФЗ. Еще около 17% держат пенсионные фонды, включая ПФР. Судя по заявлениям министерства финансов, идея готовящегося размещения состоит в том, чтобы побудить граждан перевести часть средств со своих депозитов напрямую в государственный долг.

Новые бумаги обеспечат доходность порядка 8,5% годовых при текущих ставках трехлетних вкладов в Сбербанке с учетом капитализации процентов в диапазоне 5,4-6,0% годовых и в "ВТБ 24" – 6,3-7,5% годовых. Таким образом, номинально государство предлагает гражданам значительную премию. Однако следует учесть, что в сделках купли-продажи ценных бумаг банки-агенты, скорее всего, будут поддерживать спред. По ОГСЗ разница в ценах приобретения и продажи составляла от одного до нескольких процентов. Если аналогичные параметры будут применяться к новым ОФЗ, то чистая доходность инвестора не превысит 8,3% годовых даже при условии однократной покупки и удержания до погашения.

Также следует учесть возможные расходы на услуги депозитария. При небольшом объеме вложений они могут оказать существенное негативное влияние на итоговую доходность. По итогам "народных" IPO многие розничные инвесторы неожиданно для себя обнаружили, что тарифы на депозитарное хранение могут достигать нескольких процентов от вложенной суммы. Инвестиции на сумму менее 100 тыс. рублей, скорее всего, будут менее выгодны по сравнению с депозитом. Все перечисленные выше расходы, снижающие чистый результат от инвестирования, очевидно, должны быть раскрыты в маркетинговых документах нового выпуска. Операционистам банков-агентов в свою очередь следует подробно рассказывать потенциальным покупателям о возможных фактических результатах инвестирования той или иной суммы. Это позволит гражданам принимать обоснованные решения относительно своих инвестиций.

Важным моментом является целевая аудитория будущих займов. Скорее всего, это граждане с объемом вклада менее 1,4 млн рублей (сумма страхового покрытия АСВ). Более состоятельные слои населения с высокой вероятностью уже получали и, возможно, приняли предложения об инвестировании в ценные бумаги от своих банков. Оценки главного аналитика Сбербанка России Михаила Матовникова свидетельствуют о том, что вклады в диапазоне 400-1400 тысяч рублей имеет порядка 3,0-3,5 млн человек. Даже если они согласятся вложить не более 10% своих средств в новые ОФЗ, потенциальный спрос составит порядка 600 млрд рублей.

Полученная сумма на порядок превышает ту, на которую рассчитывает министерство финансов. Таким образом, при "честном" маркетинге правительство имеет все шансы привлечь в новый заем аудиторию, которая еще не присутствует на финансовом рынке и при этом не будет разочарована результатами своих инвестиций. Ставка на этот успешный опыт должна стать главной идеей проекта, в противном случае попытка приобщить граждан к рынку ценных бумаг станет очередной разовой акцией.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Выращивание инвестора

Поделитесь с друзьями: