Москва, 28 марта Все говорит о том, что Германия усложнит для Великобритании переговоры по вопросу Brexit, сразу после того как будет запущена статья 50 и начнется формальный двухлетний процесс переговоров по вопросу выхода Великобритании из ЕС.
Учитывая мнение целого ряда немецких чиновников, Великобритании следует готовиться к тому, что:
Соглашение явно ни к чему хорошему не приведет; Соглашение окажется менее приемлемым вариантом, чем пребывание в ЕС; Великобритании придется выплатить £50 млрд или €57,3 млрд в процессе развода с ЕС.
В среду премьер-министр Великобритании Тереза Мэй запустит статью 50 и тем самым начнет формальный двухлетний переговорный процесс по вопросу Brexit.
Мэй склоняется к «жесткому Brexit» - быстрый вывод Великобритании из ЕС, отсутствие доступа к единому рынку в обмен над полным контролем над потоками иммиграции в страну.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, близкий союзник канцлера Германии Ангелы Меркель заявил: «Мы не заинтересованы в том, чтобы наказывать Великобританию, но мы также не заинтересованы в том, чтобы подвергать опасности европейскую интеграцию из-за Великобритании. Именно поэтому наш приоритет – пусть нам это дается и нелегко – сохранить остальные страны Европы - без Великобритании – настолько близко друг к другу, насколько это возможно».
Это соответствует заявлениям официальных лиц ЕС о том, что соглашение для Великобритании может быть более худшим вариантом, чем сохранение в ЕС.
Например, премьер-министр Франции Бернар Казнев и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредили Великобританию, что условия любой сделки по вопросу Brexit не должны быть лучше, чем условия пребывания Великобритании в составе ЕС.
Бывший президент Италии Марио Монти в этом году заявил, что, если страны-члены ЕС будут пытаться сохранить дружественные отношения с Великобританией в этом вопросе, это будет равносильно «массовому самоубийству» для ЕС.
Чиновники Великобритании, в свою очередь, которые поддерживают Brexit, заставляют канцлера Казначейства Великобритании Филиппа Хаммонда требовать снижения той суммы, которая Великобритания вынуждена будет выплатить в процессе развода с ЕС.
Она должна составить чуть более 5% от того, что требует ЕС или £3 млрд - совершенно крошечная по сравнению с почти £50 млрд сумма.
Цифра в £50 млрд была обговорена после встречи министра иностранных дел Франции Мишеля Барнье и представителей других стран-членов ЕС в феврале.
Германия и Франция якобы стремились к тому, чтобы стоимость развода составила £59 млрд, однако, к компромиссу прийти не удалось.
Минфин Германии в своем заявлении в издании FT отмечал: «Любое соглашение по статье 50 будет включать гарантии Великобритании в том, что она будет выполнять финансовые обязательства, взятые в качестве государства-члена ЕС».
Депутат Бундестага Норберт Спинрат заявил изданию: «Мы ожидаем, что британцы поступят благородно. Если этого не произойдет, ЕС может призвать их к ответу в международном суде».
Таким образом, Великобритания пытается снизить общую сумму выплат в процессе развода, хотя, успешность этого шага выглядит маловероятной.
Фактически, противостояние Великобритании и Германии представляет собой гонку за лидерство. Великобритании необходимо сохранить статус финансового центра, но сделать это почти невозможно.
После 2019 г., судя по ходу Brexit, Великобритания потеряет доступ к единому рынку Европы. Банки и их клиенты потеряют возможность "паспортизации", то есть полного доступа ко всем услугам и операциям.
Для защиты своего бизнеса и клиентов банки уже начали переговоры с европейскими регуляторами о создании новых штаб-квартир в ЕС. Согласно предварительным заявлениям процесс перемещения людей начнется через несколько недель после того, как правительство Великобритании начнет переговоры по Brexit.
"Переезд" необходим весьма масштабный. Банкам необходимо будет создать полностью готовые к работе офисы, где будут находиться трейдеры, менеджеры, все счета также должны быть переведены в ЕС, хотя большая часть бэк-офиса может остаться в Лондоне.
Поэтому другие европейские страны хотят занять это место Великобритании, и у Германии есть несколько преимуществ. И это основная причина жесткой риторики Берлина. Власти Германии просто хотят откусить лакомый кусочек от этого пирога.
Для России, в целом, битва за лидерство между Великобританией и Германии не так уж важна. Единственный вопрос – это взаимоотношения с Москвой в будущем, когда закончится история с санкциями и Украиной.
Если Германия победит в этой битве и станет полноправным лидером, оставляя Великобританию «за бортом», то все переговоры с Россией опять лягут на представителей Германии. И это может быть проблемой для двусторонних отношений, учитывая критику и заявления Берлина в нынешнем кризисе отношений между двумя странами.