Снижение спроса частных инвесторов на инвестиционные продукты побуждает управляющие компании активнее работать как с банками-агентами, так и искать новых партнеров, в том числе среди сотовых операторов или торговых сетей. Расширение каналов продаж позволяет нарастить клиентскую базу, повысить узнаваемость бренда компании, однако быстрого эффекта для бизнеса не будет. Впрочем, большая часть даже крупных компаний пока не готова на такие эксперименты.
В последние месяцы рынок коллективных инвестиций переживает не самое лучшее время. По данным Investfunds, за минувшие четыре месяца частные инвесторы забрали из открытых паевых инвестиционных фондов почти 7 млрд руб., половина из которых была выведена только в этом году. Учитывая, что в предыдущие три года в фонды было инвестировано более 180 млрд руб., нынешние оттоки выглядит символическими. Однако розничные инвесторы очень инертны, и поэтому на рынке не ждут повторения рекорда 2018 года.
Для поддержания интереса к своим продуктам управляющие вынуждены активнее проводить маркетинговые компании, как самостоятельно, так и совместно с банками-агентами. В частности, в последнее время все крупные компании стали предлагать коробочные продукты на основе ПИФов и депозитов. В настоящее время такой гибрид можно открыть в РСХБ, МТС-банке, Газпромбанке. Ставки по вкладам в таких продуктах выше стандартных предложений на 0,2–0,5 процентного пункта и составляют 7–8%.
Впрочем, управляющие компании начинают выходить на рынки нефинансовых услуг. В прошлом году «Альфа-Капитал» и «Система Капитал» начали оказывать инвестиционные услуги через личный кабинет и мобильное приложение операторов сотовой связи соответственно «Вымпелком» и МТС. В марте, как стало известно “Ъ”, «Альфа-Капитал» заключила партнерский договор с торговой сетью «Перекресток». На первом этапе будет реализована витрина в приложении «Мой Перекресток» и на сайте торговой сети, где станут доступны для покупки ПИФы компании. Одновременно клиенты «Перекрестка» получат дополнительные баллы на карту клуба «Перекресток». По данным пресс-службы X5 Retail Group, у «Перекрестка» среднемесячная аудитория личного кабинета и мобильного приложения — 300 тыс. и 600 тыс. уникальных пользователей. В управляющей компании рассчитывают привлечь 10 тыс. новых клиентов на горизонте полугодия. «Мы рассчитываем выйти на средний чек 18–20 тыс. руб., но прогнозы строить сложно, так как это первый опыт с ритейлом по рынку»,— отметила гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева.
Для управляющих компаний рынки нефинансовых услуг — это поле для поиска новой базы инвесторов, считают участники рынка. «Здесь можно получить большое количество клиентов с минимальными чеками и позже работать с ними на увеличение активов. Плюс узнаваемость бренда, но это вторично»,— отмечает начальник управления маркетинга УК «Открытие» Алексей Новиков. «Это работа на увеличение доли рынка в долгосрочной перспективе без очевидного экономического эффекта в виде окупаемости среднесрочно»,— отмечает начальник управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Константин Кирпичев.
Поэтому крупные компании пока не готовы выходить на новые рынки, предпочитая наращивать сотрудничество с собственным банком. «Мы ведем работы над более полной интеграцией нашего функционала в онлайн-кабинет Райффайзенбанка. Следующим шагом станет создание мобильной версии личного кабинета»,— отмечает Константин Кирпичев. «В ближайшее время планируем запустить возможность докупки паев в "Сбербанк Онлайн", а следующим этапом — внедрить полноценную витрину продаж паев открытых фондов в интернет-банке»,— отмечает управляющий директор «Сбербанк Управление активами» Василий Илларионов. При этом участники рынка уверены, что через несколько лет основная часть продаж уйдет в онлайн, в партнерские сети, в маркетплейсы и т. п. «Пока многие управляющие компании стоят перед выбором — пытаться агрессивно развивать новые каналы продаж, эффективность которых непредсказуема, или посмотреть, на чем обожгутся конкуренты, и после этого уже принимать решение»,— отмечает Константин Кирпичев.
Виталий Гайдаев