В 2021 году цены на энергоносители росли стремительными темпами: нефть взлетела более чем на 50%, а цены на газ поднимались с $400 до $2000 за тыс. кубометров.
Тогда казалось, что цены находятся на пиках, и в будущем, по мере роста популярности возобновляемых источников энергии (ВИЭ), они будут падать. И уж точно никто не ожидал, что газ подорожает почти до $4000 за тыс. кубометров, а нефть поднимется выше $100. Год назад было ощущение, что штамм COVID-19 Омикрон — главная проблема, с уходом которой экономика снова встанет на свои привычные рельсы. Но 2022 год принес много сюрпризов.
Цены на энергоносители стали стремительно расти после начала российской военной операции на Украине по трем причинам:
Инвесторы опасаются ввода эмбарго на российские энергоносители, что приведет к резкому дефициту углеводородов на рынке.
Есть возможность ответных санкций России — запрета на экспорт углеводородов в Европу.
Возможны перебои с поставками энергоносителей по трубопроводу через Украину из-за возможности его повреждения в ходе военных действий.
Добавим ко всему этому обещания европейского правительства заполнить к 30 сентября подземные хранилища до уровня 80% против нынешних 29%. Все это позволило нефти марки Brent взлететь на уровень выше $138 за баррель, а цена газа в Европе в какой-то момент достигала $3800 за тыс. кубометров.
Рис 1, цена на нефть, источник: TradingView
Правда, за последние пару дней произошла небольшая коррекция цен на углеводороды. При этом они уже бьют по экономикам Европы и США. Например, инфляция в США продолжает рост и достигла 7,9%, а цены на бензин обновляют рекорды 2008 года: они подскочили более чем на 40% всего за неделю.
Рис 2, цены на газ в Европе, источник: Charts
Многие из них предсказывают, что нефтегазовые компании готовы к росту, поскольку они извлекают выгоду из быстрого роста цен на энергоносители. Кстати, акции многих из них в этом году тоже выросли. Хотя почти все американские и европейские нефтегазовые компании торгуются немного ниже доковидных уровней, несмотря на то, что цена на углеводороды гораздо выше значений 2020 года.
Тем не менее, некоторые инвесторы верят в эти бумаги. Согласно последним данным, Уоррен Баффет уже увеличил $5 млрд долю в Occidental Petroleum (OXY) и удвоил свои инвестиции в Chevron (CVX).
А Rystad Energy, одна из ведущих мировых консалтинговых и исследовательских фирм в энергетическом секторе, ожидает, что цены на нефть, вероятно, продолжат расти, потенциально превысив $130 за баррель.
Однако стоит понимать, что такие прогнозы связаны в основном с геополитической нестабильностью на Украине. Если мы все-таки дождемся деэскалации конфликта, цены пойдут вниз, что отразится на акциях нефтегазовых компаний.
Уже сейчас при таких ценах экономика многих стран ищет альтернативные источники энергии. Так, представители Еврокомиссии заявили о планах по стремительному развитию ВИЭ и АЭС и полном отказе от российского газа задолго до 2030 года. На фоне этого даже растет спрос на самый неэкологичный источник энергии — уголь, потребление которого в «спокойное» время снижалось. Сейчас цены на него находятся вблизи максимумов и только с начала этого года выросли более чем на 50%.
Есть основания ожидать деэскалации конфликта на Украине, что скорректирует цены на углеводороды.
Даже с учётом этого российские экспортеры кажутся сильно недооцененными на фоне геополитики. Европа не может отказаться от газа из РФ, ведь на него приходится 40% от общего импорта природного газа в ЕС. А некоторые нефтегазовые компании основные объемы продукции вообще поставляют в Китай, который не вводил никаких санкций.
Покупать российские акции сейчас — в целом рискованная идея. Однако акции экспортеров, большая часть выручки которых поступает в валюте, может стать защитной идеей для сохранения рублевого капитала от девальвации.
Кстати, вчера мы проводили Инвесткомитет, на котором в течение двух часов разбирали этот сектор и пытались найти бенефициаров сложившейся ситуации.
Аналитик Данил Тимошевский, редактор Никита Марычев.