Глядя на изменения доходностей американских гособлигаций по итогам уходящего 2016 года, можно сказать, что ФРС вполне удается контролировать ситуацию на всем участке кривой. Рост соответствует примерно однократному подъему ключевой ставки в текущем году. Доходность по бенчмарку – 10 летним нотам за это время выросла на 0,28%.
Забота ФРС
Напомним, что год назад регулятор планировал трижды поднять ставку в 2016 году, но раз за разом откладывал это решение по разным причинам, среди которых явно указывались риски Brexit, и формально сторонились темы президентских выборов в США, но и то и другое очевидно имело существенное значение.
Так или иначе, бездействие Феда позитивно влияло на трежерис в первой половине года, не говоря о том, что регулятор и напрямую продолжает поддерживать рынок, реинвестируя средства от поступлений по своему портфелю, набранному во время QE.
Наряду с этим поддержку оказывало восстановление цен на сырье, главным образом на нефть, что в некоторой степени нивелировало опасения продолжения распродаж своих валютных резервов экспортозависимыми странами. Однако опять же вышеназванные политические темы были ключевыми, что отчетливо видно в динамике доходностей.
Неожиданные итоги референдума в Великобритании загнали доходности на минимумы года. Спрос на защитные активы, главным образом доллар и трежерис позволил кривой пятилетних нот опуститься ниже 1%. По мере развития событий, ситуация стабилизировалась, а в ноябре еще более неожиданная победа республиканца Д. Трампа, обозначила всплеск инфляционных ожиданий и как следствие продажи казначейских облигаций.
Нерезиденты сокращают позиции в трежерис
Между тем, одно дело - это потенциальный рост инфляции на фоне намерений Трампа повысить расходы, дерегулировать отдельные отрасли, и другое - опасения усиления конфронтации с Китаем, который Трамп называл не иначе как главным врагом Америки, и который долгие годы являлся крупнейшим держателем госдолга США.
Последний отчет американского Казначейства, показал, что в октябре Поднебесная уже уступила первое место Японии, снизив свои вложения за полгода на 10% до $1,1157 трлн, минимума за шесть лет.
В целом текущие цифры касательно вложений нерезидентов на уровне $6,0389 трлн являются минимальными с июля 2014 года.
Стоит сказать, что вложения в трежерис – это во многом ставка не на доходность, а на силу доллара, являющегося ключевой резервной валютой, ключевым международным средством платежа. В отличие от предыдущих двух лет, в этом году столь мощного ралли доллара против основных валют мы не наблюдали, хотя в последнем квартале индекс доллара все же вырвался из многомесячной консолидации в боковике.
В списке самых слабых оппонентов «американца» вновь оказался аргентинский песо, по понятным причинам фунт стерлингов. Лучше других выглядели бывшие аутсайдеры – российский рубль, бразильский реал опять благодаря стабилизации бюджетной ситуации на фоне отскока цен на нефть.
Крах мусорных облигаций не случился
Отметим, что вышеупомянутое восстановление цен на нефть, позитивным образом сказалось на рынке корпоративных облигаций США, главным образом высокодоходных, которые были наиболее эффективным классом активов, с возвратом инвестиций свыше 16%. Год назад аналитики полагали, что проблемы на этом рынке обострятся в 2016 году, но в целом большинство не готово было проводить параллели с предкризисной ситуацией 2008 года по ряду причин, в частности усилению контроля регуляторов на финансовых рынках, снижению системных рисков, и оказались правы, хотя и главной причиной тому все же видится рост цен на нефть.
Что дальше?
Если говорить о долларе как одной из движущих сил рынка облигаций США, чисто технически в следующем году бонды по-прежнему могут ощущать поддержку, судя по выходу индекса доллара из боковика, хотя локально вероятна коррекция. Поддержка эта скорее будет довольно умеренной.
Ключевым фактором очевидно будет проводимая политика новой Администрации, главным образом в ее бюджетно-налоговой части.
ФРС в своих декабрьских прогнозах опираясь на силу рынка труда, потенциальную инфляцию, вновь обозначила ожидания трех шагов по повышению ставки, как и год назад, но опросы аналитиков, по данным Reuters показывают, что рынок верит лишь в возможность двух шагов, что подтверждает динамика фьючерсов на ставку на CME, согласно которой вероятность повышения Federal Fund Rate в декабре 2017 года до 1,25%-1,5% составляет менее 50%.
Первую часть итогового годового обзора по рынку акций США читайте по ссылке.
Альберт Короев,
эксперт БКС Экспресс