На валютном рынке самое удивительное явление сейчас - родной российский рубль. Казалось бы, против него всё, что неизменно заставляло раньше послушно падать.
Нефтяные цены не растут, зажаты двумя монстрами. С одной стороны, их толкает вверх мощное падение добычи в мире и перспективы роста спроса, в чём единодушны и МЭА , и ОПЕК. С другой стороны, на цены давят из недели к неделе растущие запасы. Вот опять , по данным API, они выросли в США на 9,9 млн. барр. при прогнозе лишь в 3,5 млн. И цена Brent, как стрелка на весах под равным действием разных грузов, застыла в районе $55,5, напоминая дневник прилежной отличницы, слушающейся одновременно и учителей, и родителей. Пока не повзрослеет… И не уйдёт вновь вверх по тренду к $57.
Сдержанно-оптимистичные посылы речи Дж. Йеллен на фоне ожидания «феноменальных» налоговых реформ Трампа воодушевили доллар против основных валют. Индекс доллара поднялся выше важного сопротивления в 101 п. Тем самым ознаменовал технически возможное дальнейшее стремление к росту в район 101,7, что даёт потенциал движения в 100-120 пунктов вверх, например, к евро и йене.
Да, высокие сырьевые цены, склонность к рискам, оживление инфляции в Китае поддерживают валюты сырьевых стран. Но ведь канадский, австралийский, новозеландский доллар практически не растут в последние дни, находясь в боковике.
И только рубль усиливается вопреки всем этим перечисленным «законам физики», ранее действовавшим с практически обязательной точностью. Впрочем, глядя на график пары доллар/рубль, кажется, что именно законы физики, земного притяжения заставляют её падать практически вертикально, легко сметая по пути многомесячные поддержки. Да, конечно, доходность российских облигаций выше 8% привлекает спекулянтов керри-трейд. Но этот фактор уже не нов, хотя и продолжает действовать.
И думается, «законами физики» сейчас во многом правит и наш ЦБ. На эту мысль наталкивает заявление Банка России во вторник, 14 февраля.
Рекордное снижение инфляции до 5% в январе было им отмечено следующими словами. Низкое изменение цен частично связано с укреплением рубля, что делает импорт дешевле. И ещё - сдерживающее влияние на цены оказывает слабый спрос.
Таким образом напрашивается предположение. Для реализации своей амбициозной цели инфляции в 4% Банку России выгоден высокий курс рубля и ограничение денежной массы, которая могла бы препятствовать этому. И хотя ЦБ открещивается от намерений покупок доллара (в отличие от Минфина), но жесткая политика, высокие ставки, ограничения в предоставлении ликвидности на рынок - по эффекту вполне заменяют ему прямые валютные интервенции.
Технически сейчас, на 57,12 руб/дол, движение пары, преодолев очередной минимум, нацелено на следующую поддержку 56,4 - невероятный низ с июля 2015 г.
Пока недовольство высоким рублём не проявляется в риторике других экономических властей. Однако при стабильной нефти для бюджета это явный негатив. Поэтому по крайней мере коррекция к 58-59 назревает, будь она сейчас или по окончании налогового периода в конце февраля. Вряд ли стоит сейчас рассматривать продажи доллара к рублю. Ведь и ньютоновское яблоко может не только падать, но и взлетать, вопреки «законам физики», если кто-то подкинет его снизу…