InvestFuture

Чем Россия может противостоять кризису? Опытом, и только опытом

Прочитали: 407

Готовы ли мы к кризису? Над этим вопросом снова размышляют эксперты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ в очередном выпуске ежемесячного бюллетеня «Банки: Статистика & Экономика». На этот раз автор выпуска Дмитрий Мирошниченко не предлагает окончательных выводов, а только приводит факты. Проект Slon собрал все «плюсы» и «минусы», и вот что из этого получилось:

Минусы:

Зависимость российской экономики от нефтяных цен усилилась. 25%-ное снижение цен на нефть от существующего уровня уже на годичном горизонте грозит России бюджетными неурядицами: при снижении цены на нефть до $80 за баррель имеющийся размер Резервного фонда не позволит бюджету продержаться даже один год. Более того, если государство собирается выполнять свои щедрые предвыборные обещания, то ему необходим ежегодный рост цен на нефть в $8–9 за баррель. О падении цены в этом сценарии говорить даже как-то неприлично, подчеркивает Мирошниченко.

  • Зависимость доходов населения от выплат из бюджета выросла. Значит, проблемы с наполнением бюджета прямо и больно ударят по этим доходам.
  • Зависимость экономики и банковской системы от внешнего финансирования сократилась. Закрытие международных рынков капитала будет не столь шоковым для России, как в 2008 году, однако к «плюсам» относить этот пункт еще рано. «Если вспомнить недалекую историю, часть внешней задолженности корпоративного сектора была погашена за счет резервов, накопленных государством в предыдущие годы», – пишет Мирошниченко. Сейчас существенным объемом Резервного фонда, как уже было отмечено, мы похвастаться не можем.
  • Приток капитала 2008 года сменился оттоком: + $43,8 млрд и – $95,8 млрд соответственно.
  • Индикатор доли средств на расчетных счетах в общих располагаемых средствах предприятий начал демонстрировать снижение еще в марте прошлого года. Смысл этого индикатора состоит в том, что если бизнес желает расширять объем операций, то он старается минимизировать объем денег на депозитах, пуская те в оборот. Обратный же процесс свидетельствует как раз о том, что бизнес не видит перспектив расширения, что с некоторым лагом проявляется и в динамике индекса текущей деловой активности.
  • Вслед за ним начал снижаться и индекс деловой активности в реальном секторе экономики. Снижение наблюдается уже пять месяцев. Причем индекс снижается весьма существенными темпами, что можно рассматривать и как нарастание потенциальных проблем с качеством активов, которые стали в меньшей степени генерировать входящий денежный поток, говорится в обзоре.
  • В данном аспекте у нас дела даже хуже, чем в 2008 году. Тогда значения индексов находились на существенно более высоких уровнях, то есть денежные поступления в банки были заметно выше, а значит, и их финансовая устойчивость была выше. «Сейчас банки уже находятся под гнетом необслуживаемых долгов, которые можно оценить в 15–18% от совокупного кредитного портфеля, и ухудшение качества относительно здоровой его части потребует существенно больших усилий со стороны Банка России для поддержания бесперебойности функционирования платежного оборота».
Плюсы:
 
Основной аргумент в пользу готовности российских банков к возможным крупным неприятностям – опыт. «Спору нет, опыт, приобретенный нашими банкирами в 2008 году и позже, сложно переоценить, – отмечает Мирошниченко. – Руководство Банка России, сполна вкусив в начале кризиса прелести ручного управления ситуацией с элементарным прохождением клиентских платежей, четко уяснило, что универсальным и наиболее эффективным рецептом от такой напасти является «заливание» банковской системы деньгами. Впрочем, события второй половины прошлого года бросают тень сомнения на это предположение, но всего лишь тень».
 
Однако снизить значимость «плюса» может проблема недостатка обеспечения, которое Центробанк может получить под свои кредиты. По результатам анализа 200 крупнейших кредитных организаций, при резком 10%-ном оттоке клиентских средств из банков в лучшем случае половина из них будет располагать необходимым объемом залоговой массы, дабы закрыть «дыру» в балансе с помощью кредитов Банка России.
 
К тому же, если относительно центробанковского опыта специалисты не сомневаются, то «что за опыт вынесли из событий последних лет руководители и собственники банков коммерческих, – большой вопрос». События последних месяцев, когда у ряда небольших банков были отозваны лицензии после того, как из этих банков испарились средства клиентов, убеждают экономистов в том, что этот опыт далеко не всегда диктует хозяевам банков финансово-благопристойное поведение. «Да и тени хозяев «Межпромбанка» и «Банка Москвы» все еще витают над банковской системой…» – замечает Мирошниченко. Так что даже с главным, а также единственным аргументом не все гладко, ведь «разные люди могут делать разные выводы из одного и того же события».

Источник: Slon

Оцените материал:
InvestFuture logo
Чем Россия может

Поделитесь с друзьями: