InvestFuture

Болонская система образования: стоит ли радоваться выходу из нее России

Прочитали: 802

Болонская система образования: стоит ли радоваться выходу из нее России

Друзья, мы запустили образовательный подкаст, в котором будем рассказывать о важных событиях и рассматривать их под микроскопом. Слушать аудиоверсию можно по ссылке.

Некоторые радуются отказу от европейского стандарта, но не объясняют, чем он так плох, и не предлагают альтернатив. Другие вовсе сводят обсуждение к поруганию ЕГЭ, который с темой связан косвенно.

Мы пытаемся понять, радоваться выходу России из Болонской системы или это грустное событие для отечественного образования. Давайте попробуем разобраться.

Слушать подкаст на любой платформе


В июне 2022 года медиапространство захватила тема выхода России из Болонской системы образования. Составить мнение о том, хорошо это или плохо, сложно. Авторы многих публикаций радуются факту отказа от европейского стандарта, но не объясняют, чем он так плох и не предлагают альтернатив. Некоторые и вовсе сводят обсуждение к поруганию ЕГЭ, который с темой связан косвенно.

Болонская система образования: кратко и понятно

23 года назад министры образования 29 стран Европы собрались в итальянской Болонье и подписали декларацию о единой зоне высшего образования. По плану к 2010 году во всех странах-участницах должно было появиться 12 классов школы, а в университетах бакалавриат, магистратура и докторантура. Чтобы какой-нибудь Пауль из Германии мог поступить в университет Гамбурга, а через четыре года уехать в Париж к своей девушке и продолжить обучение там. В общем, тот же перевод между ВУЗами одной страны, но в масштабах Европы.

Много говорилось о том, что делали так ради новых членов ЕС, чтобы какие-нибудь болгары тоже могли учиться в европейских вузах, усваивать европейские ценности и претендовать на приличную работу в странах Старого света.

Экономика благодаря Болонской системе получила гибкий рынок труда, мобильных молодых людей, одинаково готовых к конкретной работе. Всем удобно.

Кроме того, что универсальной стала всеобщая система европейского образования, была введена ещё одна полезная фича - система учебных кредитов. Это баллы, которые студент получает за прохождение отдельных курсов. У каждого своя ценность, но за полторы тысячи учебных часов можно набрать примерно 60 таких кредитов. Для степени бакалавра надо в три-четыре раза больше в зависимости от специальности и страны. Поэтому и бакалавром где-то можно стать за четыре года, а где-то за три.

В Болонской системе сейчас 46 стран-участниц, в основном европейских. Россия присоединилась к процессу в 2003 году. В школах, правда, оставили 11 классов, но в университетах ввели бакалавриат и магистратуру. Некоторое время они существовали вместе со специалитетами по некоторым направлениям. Сейчас формы обучения на 5-6 лет остались в совсем немногих вузах.

Болонская система образования в России: реальность

Участие России в Болонской системе оспорить сложно, поскольку было сделано всё для того, чтобы стать частью глобального европейского процесса. Студенты могут стать бакалаврами в провинции и продолжить в столичной магистратуре, вправе выстраивать свои образовательные траектории самостоятельно, а если есть деньги, то и в Европу на семестр съездить. Правда, для последней опции надо пройти общеуниверситетский отбор. Часто ли он честный, другой вопрос.

На словах всё красиво но, наверное, где-то в деканате тульского вуза вряд ли бы меня поняли, если бы я заявил, что хочу пропустить пару семестров и провести это время в Мадриде. Что потом я вернусь и продолжу со следующего курса, а мои испанские учебные часы методисту придётся зачесть в мой учебный план. Кстати, один из постулатов Болонской системы состоял в том, что каждый студент должен иметь возможность провести как минимум семестр в другой стране.

Да и с образовательными траекториями всё оказалось не так, как описывалось в задумке. Ведь много говорилось о том, что Болонская система позволяла студенту строить собственную образовательную траекторию. В идеале должно было работать так: студент поступает по выбранному направлению в университет, осваивает минимально необходимую базу, а параллельно может набрать себе каких-то факультативных курсов, было бы время на них. На выходе мог получиться, например, не просто биолог, а биоинженер. Вот только на практике в России это не работало.

Возможно, подобное практиковалось в некоторых коммерческих вузах на творческих факультетах, где основы пиара можно было изучать либо в связке с цифровыми технологиями, либо в комплексе с политическими науками. Тогда с одного факультета могли бы выпуститься как политтехнолог так и эсэмэмщик.

Но, в общем и целом, складывается впечатление, что Болонскую систему ругают за то, что не смогли её по-человечески внедрить. А ещё – за ЕГЭ. Он тут каким боком?

ЕГЭ: благо или зло?

Болонская система требовала от каждой страны создать свой механизм справедливой оценки учащихся, чтобы уравнять абитуриентов. В России для этого придумали ЕГЭ. Бог создал утконоса, поэтому и нам не должно быть стыдно. Да и не всё так плохо.

Да, ЕГЭ это бизнес-идея на миллион, инструмент оценивания школьников, что угодно. Однако он помог существенно снизить коррупцию в системе образования и действительно даёт шанс школьникам со всей страны не просто поступать на бюджетные места в хорошие вузы, но и выбирать из них, делает процесс подачи документов удобным, снижает общий уровень стресса, потому что экзаменов просто стало меньше. Логика восторжествовала: больше не нужно доказывать наличие знаний и при выпуске в школе, и через месяц – при поступлении в университет.

Кажется, не стоит ругать Болонский процесс из-за ЕГЭ или из-за того, что не все вузы за 20 лет смогли адаптироваться к нововведению и постичь его суть, предоставить равные права своим студентам и заинтересовать зарубежных.

Действительно ли это хорошее начинание, а критики Болонской системы пеняют на зеркало? Справедливо ли утверждать, что она не заработала в России из-за внутреннего сопротивления? Если вам интересно, пригласим эксперта и попробуем разобраться с ним. Ставьте лайки и плюсы в комментариях, если хотите продолжить разбор темы. Оставляйте свои мнения и истории из жизни по теме.

Оцените материал:
(оценок: 34, среднее: 4.44 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Болонская система

Поделитесь с друзьями: