InvestFuture

Бюджетные проблемы Франции и Италии в 2019 году

Прочитали: 1659 Аналитика QBF

23 октября 2018 г. Европейская комиссия отклонила проект бюджета Италии на 2019 год, предусматривающий дефицит бюджета в размере 2,4% от ВВП. Через 2 месяца под давлением еврорегулятора Италия приняла скорректированный бюджет, предусматривающий дефицит в размере 2,04% от ВВП. Показатель является удовлетворительным в более широкой трактовке – единый лимит на размер бюджетного дефицита в еврозоне составляет 3% от ВВП. Это один из трёх типов фискального регулирования внутри блока. Более жёсткий лимит на бюджетный дефицит в размере 0,5% от ВВП предусмотрен «Договором о бюджетной стабильности», подписанным в 2012 году 25 из 27 членами ЕС. По итогам 2017 года 9 из 19 членов еврозоны не соответствовали «строгому» бюджетному правилу.

Число стран еврозоны, не вписывающихся в “строгий” лимит по бюджетному дефициту в 0,5% от ВВП, ед.
Источник: European Commission, расчёт QBF на основе номинального значения ВВП


При этом доля стран, которые не вписываются в правила Европейской комиссии, увеличивается с ростом ВВП. Если в 2009-2015 гг. максимальный бюджетный дефицит в совокупности наблюдался в странах «третьего эшелона» (Зона 3), то в 2016-2017 гг. лидером по бюджетному дефициту в отношении к ВВП стали страны «первого эшелона» (Зона 1), среди которых Германия, Испания, Франция и Италия. По итогам 2017 года среди данных стран бюджетный профицит зафиксирован лишь в Германии (1% от ВВП).

Бюджетный дефицит по отношению к совокупному зональному ВВП, %
Источник: European Commission, расчёты QBF
Зона 1: Германия, Испания, Франция, Италия
Зона 2: Бельгия, Нидерланды, Австрия
Зона 3: Ирландия, Греция, Португалия, Финляндия
Зона 4: Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Словения, Словакия


Напротив, совокупный бюджетный профицит стран из Зоны 4 по итогам 2017 года достиг 0,27% от совокупного номинального ВВП. Только Латвия (бюджетный дефицит в размере -0,6% от ВВП в 2017 году) и Словакия (бюджетный дефицит в размере -0,8% от ВВП в 2017 году) не смогли уложиться в установленный лимит. Максимальное влияние на смещение «лидеров» по бюджетному дефициту из Зоны 3 в Зону 1 в 2016 году оказало сокращение совокупного дефицита бюджета Греции, Португалии, Финляндии и Ирландии на 20,8 млрд евро, то есть на 2,44% от совокупного номинального ВВП данных стран в 2016 году. За тот же год положительное влияние на совокупный бюджет стран из Зоны 1 в размере 12,9 млрд евро оказали Германия, Испания, Франция и Италия, однако по отношению к совокупному ВВП данный рост составил 0,16%.

Изменение баланса федерального бюджета в 2016 году стран из Зоны 1 и Зоны 3*
Источник: European Commission, расчёты QBF
* Разница между балансами федерального бюджета за 2016 год и 2015 год, разным цветом выделены страны из Зоны 1 и Зоны 3


Второй тип фискального регулирования в еврозоне предполагает сохранение отношения государственного долга к ВВП ниже уровня в 60%. За 2017 год совокупный показатель в блоке опустился с 90,8% до 88,5%. При этом в «лидерах» остаются страны из Зоны 3 и Зоны 1. Согласно текущим бюджетным планам, объем государственного долга стран из Зоны 3 за 2018-2019 гг. сократится на 6,4 п.п. – до 94,2% от ВВП, тогда как соответствующий показатель для стран из Зоны 1 уменьшится на 2,7 п.п. – до 88,5% от ВВП.

Государственный долг по отношению к ВВП, %
Источник: European Commission, расчёты QBF


По данному показателю лидеры блока также соперничают не со странами из Зоны 2 (Бельгия, Нидерланды, Австрия), а со странами из Зоны 3. Сокращение отношения государственного долга к ВВП в 2017 году наблюдалось во всех странах из «третьего эшелона» в отличие от стран из Зоны 1. Среди всех стран еврозоны рост показателя кроме Франции наблюдался только в Люксембурге (с 20,7% до 23% за 2017 год).

Сокращение отношения государственного долга к ВВП в странах из Зоны 1 и Зоны 3 в 2017 году, п.п.
Источник: European Commission, расчёты QBF


Как показывают реальные данные, строгость фискальных лимитов не имеет корреляции с их фактическим выполнением. Согласно данным аналитического агентства European Rating Agency (ERA), на текущий момент самые строгие фискальные правила в еврозоне действуют в Италии и Испании, однако те же страны наряду с Францией входят в рейтинг «лидеров» по фактическому несоответствию планов реальным показателям. В рамках исследования ERA также отметили, что максимальное несоответствие фактических показателей формальным ограничениям наблюдается в странах с высокой безработицей.

В этом случае велика вероятность изменения правил «по ходу игры». Среди стран «большой четвёрки» – Германии, Франции, Италии и Испании – наибольшие опасения вызывает дальнейшее развитие бюджетной ситуации во Франции и Италии. Согласно правительственным планам, в Германии в 2019 году будет зафиксирован профицит бюджета в размере 35 млрд евро, тогда как дефицит бюджета Испании сократится на 4,7 млрд евро и составит 3,8 млрд евро. В то же время бюджетный дефицит Франции в 2019 году должен расшириться на 6,7 млрд евро – до 67,8 млрд евро (2,8% от прогнозируемого номинального значения ВВП), в Италии – на 5,4 млрд евро – до 37,2 млрд евро (2,04% от прогнозируемого номинального значения ВВП). Таким образом, в 2019 году бюджетный дефицит Италии может превысить соответствующий показатель в Испании в 9,8 раз.

Прогнозируемый баланс бюджета крупнейших стран еврозоны в 2019 году
Источник: European Commission, расчёты QBF


В данной связи важной темой 2019 года станет вопрос выполнения бюджетных планов Францией и Италией. Дефицит бюджета Франции в 2017 году составил 2,7% от ВВП и впервые с 2009 года не превысил планку в 3%. Последний бюджетный план Франции предполагает увеличение дефицита до 2,8% от ВВП в 2019 году, однако проходящий в стране митинг «жёлтых жилетов» может привести к росту показателя до 3,2% от ВВП. Причина негативного изменения – обещания президента Франции о повышении минимальной ежемесячной заработной платы в стране на 100 евро, об отмене налоговых сборов с ежегодных премий и доходов, полученных во время сверхурочных работ, а также о заморозке повышения отчислений в фонд социального страхования.

Европейская комиссия предоставила Франции 2 года на возвращение бюджетного дефицита на уровень ниже 3% от ВВП. Подобная риторика регулятора не получила всеобщего одобрения, чему во многом способствовала жёсткая позиция ЕК в переговорах по бюджету Италии. Данный прецедент может стать одним из аргументов итальянских властей в случае превышения установленных бюджетных лимитов на 2019 год. Кроме этого, велика вероятность дальнейшего ухудшения отношений французских властей с рабочим сектором: новые уступки правительства негативно скажутся на исполнении французского бюджета.

Александр Жданов, аналитик QBF

Источник: QBF

Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.55 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Бюджетные проблемы

Поделитесь с друзьями: