С предложением расширить группу обратился к членам БРИКС президент Турции Реджеп Эрдоган. Если принять в нее Турцию, то группа станет называться БРИКСТ, отметил Эрдоган на конференции в Йоханнесбурге.
Новость, в принципе, долгожданная, имеющая как геополитическое, так и экономическое значение. Турция претендует на лидирующую роль, как в тюркском, так и в исламском мире. И шансы стать главным центром силы в исламском мире у Турции намного выше, чем у Саудовской Аравии или шиитского Ирана. Тюрок в мире 160-165 млн, включая национальные республики Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия. Мусульман в мире – 1,5 млрд. Современная Турция по размеру ВВП занимает 18 место в мире ($800 млрд). Международные резервы - $130,8 млрд.
Мы неоднократно отмечали, что в случае распада глобальной долларовой зоны, страны БРИКС имеют все шансы стать центрами региональных валютных зон. Это также относится и к Турции. В этом случае интересы России и Турции войдут в противоречие относительно геополитических перспектив Казахстана и Киргизии. Обе страны входят в Евразийский Союз и одновременно принадлежат к тюркскому миру, в котором, как отмечалось выше, Турция стремится играть ведущую роль. Так что с единой евразийской валютой России стоит поспешить, а то эмиссионный центр окажется не в Москве или Астане, а в Анкаре.
Так или иначе, налицо тенденция – Запад постепенно теряет контрольный пакет акций в глобальной экономике, а единство стран НАТО все более призрачно. Возможно также, что Берлин и Париж скоро пожалеют, что не приняли в свое время Турцию в Евросоюз.