Пандемия коронавируса нанесла серьёзный урон мировой экономике, человечество в считанные месяцы оказалось в новой реальности и столкнулось с непредвиденными вызовами, среди которых довольно резкий переход к вынужденной цифровизации всех процессов. И раньше было понятно, что мир движется в эту сторону, но из-за коронавируса и локдаунов переход получился слишком резким, и не все оказались к нему готовы.
Рассказываем, какие тенденции, вероятно, будут преобладать на постковидном рынке труда, и как его изменение повлияет на задачи образовательной системы.
Сокращение некоторых отраслей
По словам Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, после пандемии будет происходить перестройка мировой экономики, с которой связан период неопределенности, когда остро встали вопросы о целесообразности инвестиций, создания новых производств и наращивания существующих мощностей.
По мнению многих мировых аналитиков и после пандемии стоит ожидать уменьшения спроса на массовые мероприятия, международные путешествия, офлайн услуги, розничную торговлю.
По данным ВШЭ, в этом году из-за последствий пандемии больше всего пострадали: молодёжь, выпускники этого года, самозанятые, неформальные работники и сектор услуг. Однако в перспективе 5-10 лет негативные последствия пандемии, изменения спроса на рынке труда могут затронуть офисных работников, средних менеджеров-управленцев, юристов, диспетчеров, водителей, охранников, владельцев офисных центров.
Ускоренная цифровизация компаний
Кузьминов считает: "Цифра утвердилась в качестве новой рутины, её все попробовали, от потребителя до менеджера. Цифру больше никто не боится, и сейчас её невозможно игнорировать. Это просто новая реальность, которая вовлекает нас с вами или просто существует независимо от нас".
Чтобы соответствовать новым вызовам, компании стали оперативно изменять стратегии на будущий год, например, 81% бизнесов ориентирован на инвестиции в цифровизацию процессов и сохранение удаленного формата работы. По данным ВЭФ (Восточный экономический форум, который является международным и ежегодно проходит во Владивостоке), до пандемии только 22% мировых компаний были готовы к массовому переводу сотрудников на "удалёнку". После неё более 20% штатных сотрудников будут работать удалённо, тогда как до коронавируса и локдаунов удалённо работали только 10% сотрудников компаний по всему миру.
Технологии уже создали новую экономику. Например, по данным ВШЭ, в мире каждую минуту совершаются онлайн-покупки на $1 млн., насчитывается 208 340 участников онлайн-встреч в Zoom (приложение для онлайн-конференций), отправляется 41 670 000 сообщений в мессенджере What's app.
Изменение структур компаний
В лекции "Цифра и пандемия наступают: последствия для рынка труда и корпоративной культуры", прошедшей 12 ноября на форуме ТМК, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов говорил и о существенных изменениях в структурах компаний, которые ожидают рынок. Прежде всего, грядёт сокращение числа офисных работников и затрат на аренду офисов. При этом можно ожидать переход от иерархично устроенных организаций к компаниям облачного типа (облачные компании - инновационные организации, имеющие постоянно изменяющуюся внутреннюю структуру, которая подчинена текущим задачам и параметрам управляющей информационной системы. Именно эти системы контролируют все бизнес-процессы предприятия). В приоритетах контроль результата, а не процесса работы.
Рост безработицы
Пандемия ускорила цифровизацию, переход к новым формам работы и также ускорила рост безработицы. В результате перехода экономики на цифровые рельсы некоторым работникам будет не хватать компетенций, и они рискуют остаться невостребованными на мировом рынке труда. По данным Международной организации труда, около 400 млн. человек в мире могут лишиться работы. Только в сфере туризма количество рабочих мест в 2020 году сократилось на 43% - без работы 142,6 млн. человек. По оценке международной консалтинговой компании McKinsey, 375 млн. человек к 2030 году будут вынуждены сменить профессию или приобрести новые навыки из-за автоматизации процессов.
Спрос на новые компетенции
Несмотря на возможный рост безработицы из-за всемирной автоматизации и цифровизации, одновременно с этим усилится и спрос на определённые компетенции. Как считают в ВШЭ, в выигрышной позиции окажутся работники IT-cферы - программисты, аналитики итд - работники, которые и будут обслуживать новые цифровые технологии. Кроме того, спрос будет на маркетологов, специалистов по коммуникациям, бизнес-аналитиков, специалистов сферы онлайн-образования, медиков. Большой спрос ожидается и на креативных специалистов с развитыми "мягкими навыками" (soft skills). Soft Skills - это надпрофессиональные навыки, например, адаптивность, умение работать в команде, позитивный взгляд на мир, креативность, лидерство, этика итд. При этом бизнес остро нуждается в профессионалах: 43% компаний уже столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров, а ещё 22% - считают, что столкнутся с ней в ближайшие 3-5 лет.
А что с образованием?
Давно известно, что глобальная задача образования состоит в подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда.
Согласно исследованию Всемирного банка, почти все страны в марте 2020 года были вынуждены закрыть образовательные учреждения и перейти на удалённое обучение. Такой переход обнажил ряд проблем, коротко говоря, мировая система образования оказалась плохо подготовленной к удалённому формату. У учителей не хватало навыков работы с помощью IT-технологий, не все ученики имели доступ к интернету и могли эффективно продолжать обучение. Обострился разрыв между учениками из богатых и бедных семей. Качество образования менее обеспеченных детей сильнее пострадало. Встала необходимость повышения технической грамотности, как учителей, так и учеников, а также обеспечения для всех равного доступа к онлайн-занятиям.
По данным Всемирного банка, качество образования напрямую связано с дальнейшими заработками учащихся и ВВП страны: более качественное образование населения объясняет увеличение ВВП на 50%, ещё треть даёт количество лет обучения. В исследовании Всемирного банка указан оптимальный средний показатель - количество лет на получение качественного образования - 13,7 лет. Среди исследуемых банком стран, именно такой, 13,7 - у Финляндии и России.
С другой стороны, по прогнозу Всемирного банка, из-за потери очных школьных часов, российские школьники, в среднем, могут терять 2,5% дохода в год на протяжении всей жизни.