В середине октября стало известно об отмене одной из самых ожидаемых сделок года - покупки "Яндексом" банка "Тинькофф" за $5,48 млрд. Причины её срыва до сих пор обсуждаются в прессе, но интересно также и то, какие последствия может вызвать этот громкий разрыв.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕСтратегия Global IT - автор Леонид Делицын
Инвестируйте в международные IT-компании, которые по мере окончания пандемии и выхода из сложной экономической ситуации, становятся архитекторами новой экономики.
"Яндекс" будет искать банк
Очевидно, что в сложившейся на рынке ситуации, когда обновлённый "Сбер" активно развивает свою экосистему, IT-гиганту "Яндексу" необходим собственный банк или платёжная система для интеграции в огромную онлайн-платформу. Возможно, даже не просто банк, а одновременно и мобильный оператор. Например, слияние "Яндекса" и "МТС" (у компании есть свой "МТС Банк"). Ещё один возможный вариант - банк "Открытие", первый в России, попавший под новую программу санации, в рамках которой государство приобрело 99% акций кредитной организации.
"Тинькофф" будет сложнее конкурировать
На данный момент "Тинькофф" продолжает расти и уже стал третьим крупнейшим банком в России c 11 миллионами клиентов (19% респондентов по данным исследования аудиторской компании Deloitte). И если он ещё может конкурировать с занимающим второе место ВТБ - с 23% по данным опроса, то гигант "Сбер" с собственной IT-платформой оставляет "Тинькофф" далеко позади – 87% опрошенных чаще пользуются именно "Сбером". Сделка с "Яндексом" была отличной возможностью для TCS Group создать противовес лидеру отрасли и побороться за новых клиентов.
У "Сбера" появилось время?
После новости о прекращении переговоров о покупке "Тинькофф" акции "Яндекса" хотя и снизились на 4%, но по мнению аналитиков, это краткосрочный отрицательный эффект, на оценку компании на более долгую перспективу разрыв не повлиял. Инвесторы понимают, что теперь "Яндекс" будет искать другие пути входа в финтех-сектор. Единственное, что теперь выполнение этой задачи откладывается. Некоторые эксперты считают, что IT-гиганту не удастся быстро найти подходящую замену, и это даёт фору его главному конкуренту "Сберу", чья экосистема уже работает. В сложившейся ситуации "Сбер" имеет больше шансов монополизировать рынок и усовершенствовать новые онлайн-сервисы в отсутствии серьёзных конкурентов.
Многополярность - будущее российского рынка?
Пока двуполярность российского рынка, на котором будут бороться за клиента две крупнейшие онлайн-платформы, откладывается на неопределённый срок. Возможно, что такая система и не сложится в нашей стране, если "Яндексу" или кому-то ещё не удастся на равных конкурировать со "Сбером" в финтех-секторе. Тогда вероятен вариант существования одной масштабной онлайн-платформы "Сбер", который и останется лидером рынка, а остальные компании будут добавлять технологии или финансовые инструменты (платёжные системы, небольшие банки) в комплекс своих услуг, но не стремиться создать конкурирующую экосистему.
Стартапы как двигатели прогресса
Ещё один кажущийся сегодня вероятным, но не точный сценарий - будущее не за нынешними лидерами рынка, а за инновационными стартапами, которые предложат альтернативу, способную привлечь клиентов. Например, в Казахстане появился финтех-стартап Kaspi.kz, предлагающий аналогичные услуги, что и "Тинькофф", но оцененный ещё дороже - $6,5 млрд - благодаря успешному IPO в Лондоне.