Все более усиливающиеся опасения по поводу того, что вспышка китайского коронавируса может стать первой по-настоящему разрушительной пандемией эры глобализации, ставят вопрос об устойчивости мировой экономики к такому развитию событий.
Число официальных случаев заражения новым вирусом в мире уже превысило 80 тыс., а число жертв приближается к 3 тыс. При этом особенное беспокойство вызывают новости о быстром распространении вируса за пределами КНР, в частности, в северной части Италии, где находятся главные индустриальные регионы страны. На этом фоне многие эксперты начинают высказывать весьма мрачные предположения, как в итоге эпидемия, если ее не удастся взять под контроль, может повлиять на мировую экономику.
Так, аналитики Oxford Economics подсчитали, что международный кризис здравоохранения может стоить мировой экономике более $1 трлн. При этом экономики США и Европы погрузятся в рецессию в первой половине нынешнего года. Среди оцениваемых негативных факторов – простои промпредприятий из-за отсутствия сотрудников на рабочих местах, снижение производительности труда, сокращение числа туристических и деловых поездок, перебои в цепочках поставок, снижение объемов международной торговли и инвестиций.
Между тем инвесторы уже нервничают – главные американские фондовые индексы в понедельник упали более чем на 3%, причем для индекса S&P 500 дневное снижение стало максимальным с февраля 2018 г. Во вторник падение продолжилось.
В настоящее время руководство центробанков и правительства рассчитывают, что ущерб для мировой экономики от коронавируса будет ограниченным, и после победы над ним можно будет ожидать быстрого восстановления. Однако становится все больше оснований сомневаться, что ситуация будет развиваться именно по такому сценарию.
S&P 500 падает, поскольку коронавирусные страхи усиливаются
Источник: Bloomberg
МВФ недавно понизил прогноз глобального экономического роста в 2020 г. лишь на 0.1 п.п. из-за коронавируса − до 3.3%. Однако главный экономист фонда Гита Гопинат заявила, что если вспышка вируса перерастет в пандемию, то последствия для экономики могут казаться гораздо серьезнее. Впрочем, Всемирная организация здравоохранения пока лишь выражает "глубокие опасения" по поводу распространения вируса, о признании же вспышки заболевания эпидемией речи еще не идет.
Тем не менее продолжительная приостановка работы китайских фабрик, которые еще в начале месяца должны били вернуться к нормальной работе, а также быстрое распространение вируса в Южной Корее, Иране и на севере Италии позволяют предположить, что мир в этот раз вряд ли сможет легко отделаться. Власти Италии, к примеру, уже заявляли, что экономика страны из-за вируса может погрузиться в рецессию, а это уже больно ударит по европейской экономике в целом. Тем временем в Южной Корее показатели потребительского доверия упали на максимальную величину за пять лет.
Северные регионы производят большую долю ВВП Италии
Источник: Istat
Глава UBS Group Аксель Вебер настроен гораздо пессимистичнее, чем МВФ. По его мнению, из-за вируса темпы роста мировой экономики в 1-м квартале могут упасть до 0.5% с 3.5%, а ВВП Китая может и вовсе сократиться.
При этом сколько-нибудь точно оценить экономические последствия сложно, поскольку не понятно, как далеко распространение вируса может зайти. Несколько лет назад Всемирный банк провел анализ, в котором рассмотрел гипотетический случай разрушительной эпидемии с миллионами смертей, и в таком сценарии даже консервативная оценка предполагает экономический ущерб не менее чем в 1% глобального ВВП. А если рассмотреть совсем уж масштабную эпидемиологическую катастрофу, подобную той, что разразилась в 1918 г., когда в результате пандемии испанского гриппа, или "испанки", умерли свыше 50 млн. человек, то ущерб может достичь 5% мирового ВВП.
Здесь надо отметить, что при моделировании ущерба, помимо неопределенности относительно того, как быстро сумеют остановить распространение вируса, есть и еще один неизвестный параметр – действия центробанков и правительств по ограничению последствий эпидемии. По мнению Дрю Мэтуса, главного стратега в MetLife Investment Management, одной лишь монетарной политики будет недостаточно для эффективной поддержки экономики в нынешних условиях.
"Я считаю, что проблему не решить лишь за счет изменений процентных ставок", − сказал Мэтус. – Люди беспокоятся о своих семьях, о здоровье близких. И снижения ставки, например, на 25 базисных пунктов, вряд ли будет достаточно, чтобы стимулировать людей выходить из дома и тратить деньги".
Источник: Bloomberg