Если вы думали, что в торговом противостоянии США-Китай скоро можно будет поставить точку, то вы явно поторопились. Как и в случае с набившим оскомину Brexit, здесь не стоит ждать «жестких» последствий, и «развязка» наступит явно не в этом «сезоне».
Встреча в Мар-о-Лаго, где лидеры Трамп и Си Цзиньпин собирались пожать друг другу руки под щелчки фотокамер, «подвисла», и может теперь состояться не раньше апреля.
Председатель КНР не хочет оказаться в шкуре южнокорейского соседа на саммите в столице Вьетнама, где тому были выдвинуты дополнительные требования, которые не соответствовали духу предыдущих встреч. Трамп рассчитывает только на «идеальные» сделки и на словах готов поступиться всем, что было достигнуто после саммита G-20 в Буэнос-Айресе в ноябре. В итоге вновь повышенная неопределенность, а вместе с этим еще более туманные перспективы мировой экономики.
Провальные данные по внешней торговле Китая, перенос ЕЦБ сроков повышения ставок и запуск нового раунда льготного кредитования банков – все звенья одной цепи. Неоднозначный отчет по американскому рынку труда стал еще одним тревожным звоночком после шокирующих розничных продаж и заказов на товары длительного пользования. Выходит, что политика Трампа теперь по касательной ударила по США. Запас прочности Уолл-стрит иссяк, рынок дрогнул, ранее не сумев закрепиться выше сопротивления в 2800 пунктов по индексу S&P 500. Технически теперь стало еще больше шансов увидеть вопреки статистике «красный» март.
Трамп опасается, что отсутствие «сделки» приведет на рынках к «римейку» ноября-декабря, что подталкивает его в объятия китайцев (согласно источникам WSJ). Поэтому его слова о том, что он готов уйти с переговоров, стоит воспринимать как блеф. Но терпение инвесторов не безгранично. Тем более, что после переноса повышения пошлин с 1 марта на неопределенный срок на рынке уже прокатилась волна фиксации прибыли по факту сбывшихся ожиданий. Единственно на что могут сегодня надеяться оптимисты, так это взаимное снятие уже введенных пошлин. Однако ввиду настойчивого желания у американских «ястребов» предусмотреть механизм соблюдения Китаем соглашения в чистом виде это едва ли произойдет. Тем более, что в Китае рассчитывают, что этот механизм будет носить «двусторонний, справедливый и одинаковый» характер для обеих сторон. В итоге рынок может вспомнить слова основателя Alibaba, о том, что развязанная «торговая война» может растянуться на десятилетие. К тому же вслед за Китаем наступит черед Японии и ЕС, что сейчас не отражено в ценах.
Ущерб наносят не только повышение пошлин, но и угроза подобного шага. Трамп лишь пригрозил европейцам поставить заслон импорту европейским автомобилям, но пока не стал этого делать, но экономика Старого Света уже оказалась на грани рецессии. Это лишь катализатор, который обнажил структурные ограничения и усугубид влияние политической неопределенности в Италии, Франции и Великобритании и замедление экономики КНР. ЕЦБ на предыдущей неделе был вынужден сообщить о корректировке сроков нормализации монетарной политики, что ожидали от регулятора позже.
Схожая ситуация и в Китае. Из-за разборок с Трампом в Пекине вынуждены корректировать курс по снижению рисков в финансовой системе, прибегая к проверенному рецепту накачки кредитованием, но выхлоп остается разочаровывающим. На Всекитайском собрании народных представителей премьер Ли Кэцян прямым текстом заявил, что «страну ожидает серьезное сражение». Падение в феврале экспорта на 20,7% (прогноз -4,8%) и импорта на 5,2% (прогноз -1,4%) нельзя списать на празднование Китайского нового года. Процесс замедления запущен, как и в еврозоне в Китае думают о новых стимулах. На предыдущей неделе было анонсировано очередное понижение налогов на 2 трлн юаней. Ориентир по росту экономики в этом году понижен до 6,0-6,5% теперь уже официально (в прошлом году он составил 6,6%, минимум за 28 лет).
В США первый квартал оказался провальным – оценки темпов роста концентрируются вблизи 1%, виной чему торговая неопределенность, shutdown, погода. Глава ФРС Пауэлл и президент ФРБ Нью-Йорка Уильямс объясняют происходящее возвращением экономики к долгосрочным темпам роста в 2%, что подчеркивает необходимость «терпеливого» подхода в монетарной политике и зависимость от выходящих макроэкономических данных. Слабый прирост рабочих мест в феврале в 20 тыс., о чем стало известно в пятницу, привел к росту шансов увидеть понижение ключевой ставки в декабре до 23%, но не стоит торопиться с выводами. Декабрьский и январский отчеты были напротив неожиданно сильными, к тому же альтернативное исследование, опрос домохозяйств, зафиксировала рост рабочей силы и понижение уровня безработицы.
Предстоящие жаркие дебаты в отношении бюджета (стена, секвестр невоенных расходов), лимита госдолга, финальный доклад спецпрокурора Мюллера и близящийся сезон квартальных отчетов (ожидается снижение EPS на 2,8% г/г) оставляют «быкам» немного пространства для маневров. В подобных условиях лучшая позиция для инвесторов – это «кэш». Спекулянты будут испытывать удачу в открытии «коротких» позиций в акциях «роста».
Поэтому все внимание будет на этой неделе приковано к данным по розничным продажам, заказам на товары длительного пользования и динамике потребительских цен, которые должны подсказать насколько серьезным оказалось торможение экономики в начале года. Если здесь мы не увидим негативных сюрпризов, подобных тому, что было в данных за предыдущий месяц, «медведи» могут отложить развертывание полномасштабной атаки. Однако начало судя по поведению рынка ими уже было положено.