Российский президент Владимир Путин после переговоров с президентом Белоруссии Александром Лукашенко распорядился о начале постройки грузового терминала в Ленинградской области. Давайте разберемся, зачем понадобился такой терминал и как он связан с Белоруссией.
Главным поводом для строительства такого терминала стали ограничения на экспорт товаров через территории Литвы и Украины, появившиеся на фоне санкций США против Беларуськалия. Таким образом, новый терминал будет ориентирован, в первую очередь, на экспорт калийных удобрений (хлористого калия).
По оценкам промышленных экспертов, потребность Беларуськалия в грузоперевалочных мощностях составляет 10-11 млн тонн в год. Согласно данным IFA (международной ассоциации производителей минеральных удобрений), объем торговли хлористым калием в 2020 году составил 51,4 млн тонн. Получается, что экспортные потоки Беларуськалия составляют около 20% мирового объема торгов хлористым калием. При этом, как отмечают эксперты, перевалочный пункт на территории России является единственной возможностью для Беларуськалия для обеспечения стабильного экспорта. Как видим, это действительно так, ведь в условиях санкционных рисков от европейских стран можно ожидать чего угодно.
Что будет с ценами на удобрения дальше?
Экспортные объемы хлористого калия из Белоруссии достаточно велики, поэтому, пока грузовой терминал не будет запущен, есть шанс увидеть ралли в ценах калийных удобрений. Прямой выгоды от высоких цен на калийные удобрения российские публичные производители не получат, так как они ориентированы на фосфорные и азотные удобрения. Однако дефицит калийных удобрений на мировом рынке может вызвать повышенный спрос на другие виды удобрений, что может еще какое-то время подержать цены на высоких уровнях.
Однако нужно помнить, что в какой-то момент терминал будет построен и цены на удобрения могут пойти вниз, как это характерно для подобных цикличных товаров.
Аналитик Иван Черненко, редактор Никита Марычев.