Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил эксплуатацию двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале. Причина — обнаружены трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести на ВПУ-1 и ВПУ-2.
В итоге погрузочные операции временно производятся только через ВПУ-3. Это закономерно повлечет снижение объемов поставки казахстанской нефти за рубеж. А ведь 80% отечественной нефти идет на экспорт именно через КТК.
Почему все ломается: чего ждать в будущем от КТК
Геополитика и шторм — на последних местах, на главном месте возможная коррупция и безответственность российского подрядчика!
При этом российские СМИ еще в 2021 году предупреждали, что КТК заполучил неопытного подрядчика, и аварии не за горами. Ранее 11 лет терминал обслуживала иностранная компания ООО «Ламналко» («дочка» Smit Lamnalco, поднявшая затонувшую подлодку «Курск». Но 16 марта 2021 эту надежную компанию заменили на «дочку» Транснефти «Транснефть-Сервис» (ТНС).
Ходят слухи, что тут не обошлось без коррупции. «Странно, что, вопреки корпоративным процедурам, КТК до сих пор не опубликовал результаты конкурса. ТНС 11 февраля 2021 года объявил тендер на закупку водолазного оборудования стоимостью 3,6 млн евро со сроком поставки в декабре 2021 года, а также рабочих катеров. Как руководство КТК могло доверить 10-летний контракт компании без опыта и техники?» — удивляется Абзал Нарымбетов. — «Вероятнее всего, дорогостоящее водолазное оборудованию так и не было закуплено, поскольку в марте водолазы ТНС не могли провести обследование поврежденных ВПУ, ссылаясь на 2-х недельный шторм. Сейчас ТНС спускает водолазов на терминале КТК с обычного прогулочного катера, который находится в аренде».
Таким образом, на этот раз КТК, скорее всего, встал не из-за геополитики, а по причине обычной халатности и коррупции. Как добиться, чтобы подобное не повторилось вновь — большой вопрос.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев