Рост просроченной задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Россией связан с «санкционными последствиями», заявил первый вице-премьер Антон Силуанов. Просроченная задолженность правительств других государств перед Российской Федерацией за 2017 год выросла на $3,5 млрд (+ 36%) и на начало текущего года составила $13 млрд.
Точной информации о странах, которые должны России, нет. Вообще российская система государственных финансов не отличается высокой прозрачностью. По состоянию на 2015 год в число должников России входили Вьетнам, Грузия, Пакистан, Марокко, Ирак, Албания, Китай, Индия, Йемен. Отдельно стоит Украина с «евробондами Януковича» на $3 млрд. Вряд ли в цифру просрочки входит Беларусь, которой Российская Федерация регулярно и своевременно рефинансирует свои же кредиты — в 2019 году Россия может предоставить Белоруссии $630 млн на данные цели.
Ситуация сейчас не критическая, для справки — международные резервы ЦБР — $459 млрд. За счет дешевого рубля и дорогой нефти бюджет России в профиците. Сегодня прошла информация, что Министерство финансов подготовило поправки в федеральный бюджет на 2018 год, предусматривающие увеличение профицита до 2,0 с 0,5 процента ВВП. Однако $13 млрд. это сумма, которая заслуживает внимания. Брокеры российских финансовых компаний даже шутят, что российский Минфин могло бы за 50% уступить внешние обязательства коллекторам из Грозного или ЧВК Вагнер.
А если без черного юмора, очень сложная ситуация была в начале 90-х после распада СССР. Из крупных заемщиков свои обязательства перед буржуазной Россией продолжила выполнять только Индия. Причем не всегда это были советские политические кредиты, и у заемщиков просто не было денег. Деньги иногда были, но не для России. Самый громкий пример — Ливия. Возможно, кто-то из бывших сателлитов СССР надеялся на коммунистическую реставрацию, шанс, напомним, был в 1996 году, а кто-то просто не хотел платить.
В 2016 году Владимир Путин засекретил данные о военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами. В 2017 году США приняли закон CAATSA, обязывающий вводить санкции в отношении покупателей российских вооружений за «существенные» сделки. Среднегодовой оборонный экспорт Российской Федерации составляет примерно $15 млрд.