Минпромторг предложил маркировать игрушки и товары для творчества «Честным ЗНАКом», сообщают «Ведомости». Начать эксперимент могут уже с 1 июня 2022 года.
Нововведение затронет: краски, пластилин, смеси для лепки, куклы и фигурки людей и животных, конструкторы, модели для сборки, головоломки, настольные игры, самокаты, игрушечные гоночные автомобили, оружие, также электронные игры с экранами.
Зачем нужна маркировка?
В 2020 году 17% рынка игрушек пришлось на некачественную или неофициальную продукцию, подсчитали в BrandMonitor. В 2021 году этот показатель превысил 43%, согласно оценкам АИДТ. Система «Честный ЗНАК» призвана бороться с контрафактом.
«В случае игрушек речь идет не столько про качество, сколько про безопасность. В общем маркировки выступают гарантией, что продукция выполнена из допустимых материалов, наличие опасных веществ исключается», — комментирует Галина Черенцова, ученый секретарь кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг УрГЭУ СИНХ.
Специальный штрихкод наносят на производстве или при ввозе товара в Россию. В отметке зашифрована вся информация о продукции: наименование, изготовитель, срок годности. К 2024 году планируют ввести сплошную маркировку потребительских товаров.
Как введение маркировки повлияет на рынок?
Введение обязательной маркировки поможет обелить рынок. Но еще повлияет на цены и сделает его менее конкурентным.
У крупных игроков проблема контрафакта отсутствует, тем не менее «Честный ЗНАК» не станет для них затратным. А вот у недорогого сегмента возможно возникнут трудности. Система электронного документооборота может отпугнуть мелких дистрибьюторов. Аналогичная участь ждет и другие рынки: никотин, велосипеды, молоко и воду.