Сколько акций
При выходе эмитента на IPO биржа определяет уровень листинга в соответствии с поставленными требованиями по корпоративному управлению, сроку существования эмитента, срок раскрытия отчётности, требования по free-float, требования по обороту. Причем со временем бумаги могут переводиться между уровнями.
Первые два уровня листинга называют котировальными списками, а третий является некотировальной частью списка. Уровень листинга говорит о надежности и премиальности эмитента. Соответственно, чем выше уровень, тем эмитент является более привлекательным, однако здесь есть свои исключения.
Подробнее о листинге ценных бумаг можно ознакомиться на сайте Московской Биржи.
На графике представлена динамика количества эмитентов на Московской Бирже с 2010 г.
С момента кризиса 2008 г. количество эмитентов не поменялось и осталось на уровне 295 компаний. Однако существенно улучшилась структура качества эмитентов. Увеличилась доля компаний первого уровня листинга на 60% в основном за счет перетока из компаний второго уровня.
В 2011 г. можно увидеть значительный скачок эмитентов третьего уровня (+88 эмитента). Это произошло в связи с объединением двух крупнейших российских бирж ММВБ и РТС. В результате эмитенты, обращающиеся исключительно на бирже РТС, были включены в списки Московской биржи.
Тем не менее рост числа инструментов не был долгим и уже в 2012 г. 67 эмитентов третьего уровня ушли с биржи. С годами количество эмитентов стало возвращаться к своему начальному уровню. С 2017 г. количество представленных бумаг существенно не меняется.
В среднесрочной перспективе 7 крупных российских компаний рассматривают проведение IPO. В том числе крупнейший интегрированный нефтехимический холдинг Сибур. По оценкам аналитиков, компания могла бы стать восьмой по капитализации компании в России ($20 млрд).
Сколько облигаций
В процессе сбора информация общее количество облигаций было разделено на два сегмента: государственные и негосударственные. Анализировался период 5 лет.
Бумаги частных эмитентов в свою очередь были разделены на следующие блоки: биржевые, корпоративные, иностранные.
Специфика биржевых облигаций заключается в том, что их бумаги выпускаются по упрощенным правилам. Например, выпуск биржевой облигации не требует государственной регистрации – ее на себя берет бирже. Также данный тип облигаций имеет и другие упрощения при выпуске – меньше информации в проспекте эмиссии, торги биржевыми бумагами могут начаться на следующий день после размещения. Однако эти упрощения накладывают на эмитента и определенные ограничения.
Как мы видим, корпоративные облигации имеют постоянный растущий тренд. За последние 5 лет их количество увеличилось на 40%. За эти годы также изменилась структура выпущенных корпоративных бумаг. Доля биржевых облигаций выросла с 36,5% до 57,5%. Также увеличилось количество облигаций иностранных эмитентов.
Выделяется 3 волны роста корпоративным облигаций. Первая произошла во 2 полугодии 2013 г., вторая – в 1 полугодии 2015 г., как раз, когда Россия переживала мощную девальвацию рубля и санкционное давление в следствии чего корпоративный сектор начал резко гасить внешние долги.
В представленном выше графике не наблюдается какой-либо устойчивой тенденции. При этом структура облигаций остается почти неизменной. Отметим лишь, что во 2 полугодии 2017 г. произошел небольшой рост субфедеральных облигаций (+11 штук).
Все данные по количеству эмитентов были взяты с официального сайта Московской Биржи.
БКС Брокер