Бум электромобилей спровоцировал рост цен компонентов литий-ионных аккумуляторов, включая литий и кобальт. Но в 2018 году цены на литий оказались под давлением, потому что майнеры наращивали производство, в то время как потребители уменьшали товарные запасы, а требования для получения субсидий на рынке автомобилей на новых источниках энергии Китая (NEV) были ужесточены.
По данным Benchmark Mineral Intelligence (BMI), цены в Китае, который является крупнейшим в мире потребителем лития, упали до $13 000 за тонну в августе с пика в $24 750 в марте. Хотя спрос будет устойчивым, говорят аналитики, цены на карбонат лития в Китае в этом году будут оставаться под давлением из-за избытка предложения.
Эксперты аналитической компании CRU ожидают, что в этом году избыток предложения на рынке лития будет достигать 22 000 тонн, с учетом ожидаемого спроса в размере 277 000 тонн.
Китай отменил многие из субсидий для некоторых NEV в рамках усилий по стимулированию автопроизводителей уделять больше внимания технологическим усовершенствованиям вместо того, чтобы полагаться на фискальную политику.
Эти изменения в субсидировании привели к тому, что потребители сдерживали покупки в первом полугодии, корректируя стратегии закупок и ожидая снижения цен, что привело к замедлению активности на рынке.
Во втором квартале 2018 года в Китае было произведено 265 тыс. единиц NEV, по сравнению с 148 тыс. единиц в первом квартале. При этом, согласно данным министерства промышленности, в 4 квартале производство составляло 370 тыс. единиц.
Несмотря на то, что в первом полугодии 2018 г. производство выросло на 94% по сравнению с прошлым годом, темпы роста оказались медленнее, чем ожидали аналитики.
Акции производителей металла, таких как Albemarle и SQM, и японский Jiangxi Ganfeng Lithium пострадали под давлением цен на сырьевые товары. Бумаги первых двух, которые вместе производят 37% лития в мире, в этом году снизились на 25% и 20% соответственно.
Но спрос на литий должен продолжать расти наряду с более широким внедрением электромобилей, поддерживаемых многими городами мира, которые хотят отказаться от использования бензиновых двигателей для снижения выбросов в атмосферу.
Эксперты BMI считают, что ценовая реакция на избыток предложения на литиевом рынке в этом году была преувеличена, и долгосрочные перспективы для отрасли остаются положительными.
По материалам Reuters
БКС Брокер