InvestFuture

Почему мировые рынки так сильно реагируют на новый вирус

Прочитали: 964 Аналитика «БКС Мир инвестиций»

Черный лебедь

Мировые фондовые площадки начали год с продолжения устойчивого роста, который продолжается уже несколько месяцев. Казалось, это ралли уже ничто не может остановить, однако выявленный в Китае новый вирус всерьез испугал инвесторов, вызвав резкие провалы фондовых индикаторов и сырьевых цен.

Столь острая реакция рынков в первую очередь обусловлена их «перегретостью», образовавшейся в результате безоткатного роста в предыдущие недели. Однако угроза быстрого распространения вируса носит не только негативный гуманитарный характер, но и способна нанести удар по глобальной экономике.

Связанные с этим опасения на прошлой неделе самым серьезным образом повлияли на широкий спектр биржевых активов, и, в первую очередь на азиатские рынки. В четверг, 23 января, китайский фондовый индекс Shanghai Composite потерял почти 3% на фоне новых сообщений о случаях заражения. Кроме того, власти Китая закрыли несколько городов для перемещения граждан, а также ограничили мероприятия, связанные с общенациональным празднованием китайского нового года, которое началось в субботу.

Пока информационное пространство наполнено массой различных мнений по поводу проблемы коронавируса, в то же время сохраняется высокая степень неопределенности касательно последствий эпидемии. Если пессимистичные ожидания по поводу возможных масштабов распространения вируса оправдаются, это может крайне негативно повлиять на глобальные рынки и экономику.

Почему так сильно реагируют рынки

Снижение потребительской активности в Китае, особенно в период недели новогодних праздников, уменьшит спрос на товары и услуги, в конечном итоге ухудшив не только китайские экономические показатели, но и нанесет ущерб другим регионам.

За последние десятилетия китайский потребитель стал играть большую роль в показателях продаж далеко за пределами своей страны. Повышение уровня жизни в Китае привело к активизации потребления граждан за рубежом. Та же Европа уже критически зависит от данного фактора.

Кроме того, многие глобальные корпорации получают значительную часть своей выручки в Китае, поэтому также находятся под прямым влиянием экономических трендов, развивающихся в этой стране. По данным FactSet, на долю Китая приходилось 6% всех доходов, полученных за последние 12 месяцев компаниями, которые входят в индекс S&P 500. Это почти вдвое больше, чем они получили в любой другой стране, кроме США.

Помимо потребительского сектора угроза эпидемии негативно сказывается на международных авиаперевозках. Многие люди отказываются от зарубежных перелетов, которые планировали совершить для отдыха или с деловыми целями. Это снижает бизнес-активность, что наносит дополнительный ущерб финансово-экономическим показателям корпораций.

Под прямым воздействием эпидемии оказываются такие отрасли, как туризм, гостиничный бизнес, авиаперелеты, розничная торговля. Опосредованно негативное воздействие испытывает большинство сфер, за исключением фармацевтики.

За выходные 25–26 января ситуация с распространением коронавируса лишь ухудшилась из-за экспоненциального увеличения заболевших в Китае и новых случаев за его пределами.

На этой неделе китайские биржи закрыты по случаю празднования Нового года, однако другие мировые площадки в понедельник открылись снижением и продолжили активно сдавать позиции из-за опасений по поводу нового вируса.

Пример из прошлого

Ситуацию сравнивают со вспышкой атипичной пневмонии (SARS), стартовавшей в Китае в конце 2002 г. и распространившейся в 2003 г. на другие азиатские страны и в значительно меньшей степени на государства за пределами региона.

В тот период рынки также достаточно остро реагировали на новые данные о количестве заболевших, в моменте индексы теряли более 10%. Однако, как только количество новых случаев пошло на спад, фондовые площадки быстро восстановились, чему также способствовало объявление ВОЗ о прекращении эпидемии, сделанное в июле 2003 г.

Тем не менее из-за вспышки SARS мировой ВВП потерял 0,10–0,15% годового роста, а китайская экономика недополучила 0,50%. Однако с тех пор экономический рост в Китае стал более зависимым от внутреннего спроса на товары и услуги.

Кроме того, активность китайских туристов и бизнесменов за 17 лет значительно увеличилась, а доля туризма в ВВП самого Китая выросла с 2% в 2003 г. до 5% в прошлом году. Поэтому негативные экономические последствия нового вируса при негативном стечении обстоятельств могут превысить ущерб, полученный в те годы. Это касается как самого Китая, так и в целом мировой экономики, в том числе из-за намного более высокой информационной мобильности и глобализации, достигнутой за последние 17 лет.

Высокая база

В начале 2000-х перед эпидемией SARS мировые рынки только начали восстановление от многолетних минимумов, к которым они упали на фоне экономического кризиса, спровоцированного так называемым «пузырем доткомов».

Теперь же фондовые индикаторы начали снижаться после внушительного ралли, в результате которого они достигли исторических или многолетних вершин. Поэтому потенциал возможного падения оказался более существенным, чем в 2003 г.

Однако в последние годы мировые центробанки доказали, что с помощью мер монетарного стимулирования способны купировать любые панические настроения на рынках. И если ситуация с новым вирусом начнет критически влиять на глобальные площадки, это может привести к новой волне смягчения денежно-кредитных условий. Хотя для предотвращения паники может оказаться достаточным лишь одних обещаний подобных шагов со стороны ЦБ.

Несмотря на то, что новый коронавирус крайне опасен, ряд экспертов надеются, что сейчас вспышка заболевания может быть не такой серьезной, как в 2003 г., потому что теперь Пекин действует быстрее и решительней, чем 17 лет назад.

Рейтинговое агентство Fitch отмечает, что в целом страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют значительные финансовые резервы и возможности для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, чтобы компенсировать любое краткосрочное воздействие вирусной вспышки на экономическую активность. Однако их устойчивость к любому кризису в области здравоохранения в конечном итоге будет зависеть от его масштабов.

Самые большие потери от ситуации с новым вирусом уже понес рынок нефти. Котировки фьючерсов Brent снижались опережающими темпами, обновляя трехмесячные минимумы. Такая динамика вызвана угрозой ослабления нефтяного спроса на фоне вероятного замедления роста мировой экономики из-за нового вируса.

В S&P Global Platts заявили, что, по их прогнозам, вспышка заболевания уже затронула спрос на 200 тыс. баррелей в сутки (б/с) нефтепродуктов, в основном авиатоплива. Повторение ситуации с атипичной пневмонией 2003 г. может уменьшить спрос на 700 тыс. б/с, преимущественно на авиатопливо, в основном, в Китае, Юго-Восточной и Южной Азии, считают в агентстве, называя это худшим сценарием.

Учитывая, что ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждало о вероятном профиците предложения нефти в I полугодии 2020 г., дополнительное воздействие со стороны снижающегося спроса может оказать давление на нефтяные цены.

Тем не менее в S&P Global Platts считают, что подобное воздействие падения спроса в связи со снижением туристических и деловых авиаперелетов является не слишком сильным. Аналитики агентства отмечают, что на нефтяном рынке все сводится к законам рыночной экономики, поэтому относительно небольшое ухудшение спроса или увеличение предложения способно вызвать значительное снижение котировок нефти.

В сложившейся ситуации повышенная волатильность фондовых площадок и их чувствительность к новостям о вирусе может сохраняться до тех пор, пока не появится сообщений о снижении темпов распространения заболевания.

БКС Брокер

Источник: БКС Экспресс

Оцените материал:
(оценок: 28, среднее: 4.43 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Почему мировые рынки так

Поделитесь с друзьями: