Исход выборов в США – главное, что сейчас волнует инвесторов. Но значение именно фигуры будущего президента на политику и рынки несколько преувеличивается мировым сообществом. Кто бы ни был следующим президентом США, последнее слово в любом решении будет за Конгрессом. С большей степенью вероятности, он будет разделенным, а это значит, что любое намерение будущего лидера будет проходить через фильтр и блокироваться в случае несоответствия основному американскому вектору. Система сильнее. Мы собрали основные моменты онлайн-дискуссии экспертов АТОН по выборам в США.
Алексей Каминский Ведущий стратег «АТОН»Подведение итогов выборов президента США в самом разгаре. Пока еще нельзя с уверенностью сказать, кто из двух кандидатов – Джо Байден или Дональд Трамп – победил. Демократ пока опережает действующего президента. Весь рынок замер в ожидании и надеется, что можно будет избежать оспаривания результатов голосования и разбирательств по подсчету голосов. Это может принести волну негатива, неопределенности и новые падения.
Нужно ли бояться повышения налогов?Самые главные пункты в программах обоих кандидатов – это корпоративные налоги на прибыль (их снизил Трамп, когда пришел на пост президента, Байден же обещает их поднять обратно), расходы на инфраструктуру и «зеленая энергетика». Наиболее пугающая для рынков часть программы Байдена касается именно корпоративных налогов, поскольку их введение негативно повлияет на американские корпорации. Нужно понимать, что все инициативы по повышению налогов Байден анонсировал в условиях сильной экономики еще до пандемии. Если демократ станет следующим президентом США, то, вероятно, вектор его фискальных заявлений слегка сместится: ситуация сейчас очень зыбкая, Байден понимает, что повышение корпоративных налогов негативно повлияет на рост экономики США. Экономика США хоть и восстановилась после падения в феврале-марте, но может снова развернуться вниз. В этих условиях вводить дополнительные налоги нецелесообразно.
Наиболее благоприятный сценарий исхода выборов – это разделенный конгресс и совершенно любой партийной принадлежности президент. Разделенный конгресс не допустит принятия инициатив со стороны лидера, которые сменят парадигму. Кто бы ни занял президентское кресло, каждое решение будет фиксироваться со стороны конгресса.
Евгений Малыхин Партнер, директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент»Мы наблюдаем с вами удивительную гонку. Никто, судя по результатам всех последних соцопросов, не ожидал, что борьба за пост президента США сложится таким образом: сначала лидировал Байден, потом его стал опережать Трамп, сейчас демократ снова вырвался вперед. Разница в их результатах минимальна. Американское общество разделилось пополам в своих политических взглядах.
Стимулы и вакцинаКак будет развиваться ситуация после выборов, например, на развивающихся рынках? Все зависит от двух факторов – новых стимулов и вакцины. Коронавирус дальше идет по планете, страны вводят новые ограничения, экономикам нужны новые стимулы и гарантии, что пандемия может когда-нибудь полностью исчезнуть благодаря медицинскому решению. Наиболее вероятный исход выборов – президент Байден, демократы делят конгресс с республиканцами (Палата представителей – за синими, Сенат – за красными). С точки зрения стимулирующих мер это нейтральный вариант. Если демократы одержат победу везде, то это увеличит потенциальные стимулы и может добавить роста развивающимся рынкам.
Появление вакцины принесет рынкам EM значительные плюсы. Если мы проживем весь следующий год с коронавирусом и без вакцины, то это негативно скажется на всех глобальных рынках.
Фигура президента – не самое главное для системыЕсть распространенная точка зрения, что избрание Байдена негативно для российского рынка в силу возрастающего риска новых санкций. На фоне этих опасений очень сильно в последнее время падал рубль. Я не разделяю этих опасений и не думаю, что какие-либо значимые новые санкции будут введены против России. Если США введут санкции против рублевого госдолга, то дальше уже никаких угроз не остается.
Мне кажется, в обществе преувеличивают и хорошее отношение Трампа к России. Достаточно посмотреть на его действия в последние годы: он всеми силами пытается остановить «Северный поток – 2» и проложить путь в Старый свет американским сланцевым производителям, невзирая на позицию Германии по этому вопросу. Байден же, вероятно, будет подходить к международным отношениям более взвешенно.
Личность президента США важна, но инвесторам не стоит ее переоценивать, потому что он лишь часть системы. При республиканском Сенате Байден мало что сможет сделать. Американская система слишком сложная и инертная, чтобы Байден мог что-то резко изменить.
Слабый долларОдин из ключевых вопросов для тех, кто торгует на финансовых рынках, - что будет с долларом против корзины валют. Если американская валюта будет слабеть, то это хорошо для EM и товарных рынков. И наоборот. В ближайшее время доллар может ослабнуть. Негативный фактор для доллара – рост денежной массы в США за последние месяцы и ожидание низких ставок по доллару как минимум на три года вперед.
Что держать в портфелях?Что должно быть сейчас в портфелях у инвесторов обязательно – это китайские акции. У нас хороший взгляд на развивающиеся рынки, особенно на Китай. Также мы позитивно смотрим на российский рынок как в плане акций, так и в плане долга. Если нам предстоят низкие ставки на ближайшие три года, как говорит ФРС, или даже на десятилетия, то это будет иметь глобальное влияние на финансы. Акции будут занимать в жизни каждого домохозяйства больше места, чем сейчас.
Константин Глазов Старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Как поведут себя долговые рынки?Влияние исхода выборов в США на долговые рынки будет умеренным. Программы кандидатов по увеличению дефицита бюджета схожи. Победа республиканцев сохранит статус кво, победа демократов принесет краткосрочный рост доходностей длинных US Treasuries и расширит корпоративные спреды (из-за вероятного повышения корпоративных налогов и минимальной зарплаты). Единственное, что действительно очень зависит от того, кто станет следующим президентом США, - это отраслевые спреды. Но все ожидания сглаживаются несколькими факторами. Программа демократов хоть и предполагает существенно больше государственных расходов, чем у республиканцев, но эти расходы компенсируются повышением налогов. Одно дело – предвыборная программа, а другое – ее реализация после выборов. Для этого достаточно вспомнить Трампа в 2016 году. Снижение корпоративных налогов и его масштаб появились в повестке уже после того, как он занял президентское кресло.
С точки зрения государственного долга тоже все неоднозначно: увеличение дефицита бюджета больше зависит не то того, кто занимает Белый дом, а от того, кто контролирует палаты парламента. Если и президент, и его партия контролируют Сенат, то все программы по увеличению госрасходов проходят гораздо легче.
Влияние исхода выборов на рынки нивелируется Федрезервом. У ФРС достаточно ресурсов, чтобы профинансировать большое увеличение дефицита бюджета за счет программы выкупа активов. В 2008 году баланс ФРС равнялся почти $1 трлн. В середине 2009-го он увеличился до $2 трлн и в последующие пять лет дорос до $4,5 трлн. Никаких невероятных всплесков инфляции в это время не произошло, как и сильного послабления доллара. Сейчас у баланса ФРС схожая динамика: за последние месяцы он вырос с $4 трлн до $7 трлн. На мой взгляд, есть еще место принять $3-4 трлн в среднесрочной перспективе.
Когда мы обсуждаем увеличение пакета стимулирующих мер в $4,5 трлн в программе Байдена, нужно понимать, что она рассчитана на 10 лет. Первоначальные государственные траты будут не такими большими. На балансе Казначейства США сейчас находится чуть больше $1 трлн. Они уже лежат наготове, чтобы финансировать пакет стимулов.
Ставки будут низкими очень долго. ФРС дала понять, что будет думать о повышении ставок только если долгосрочная инфляция окажется выше целевого уровня в 2% и если рынок труда достигнет полной занятости (безработица на уровне 4% и ниже). За последние 70 лет эти условия соблюдались только три раза. Доходности US Treasuries и других бенчмарков останутся низкими тоже продолжительное время. Это наша новая реальность, с которой нужно свыкнуться.