Российский рынок относится к сегменту развивающихся, а значит он априори более рискованный и волатильный, чем рынки развитых стран, поэтому уверенно выделить компании, которые и через 20 лет будут лидерами рынка, непросто. В то же время мы видим, что ряд компаний создают мощный технологический задел для долгосрочного развития, что позволит им сохранить свое лидерство и через несколько десятилетий.
Яндекс – крупнейшая российская инновационная IT-компания. Если за прошлые 20 лет компания стала крупнейшим поисковиком и рекламной платформой в России, то в следующие 20 лет Яндекс может стать крупнейшим игроком на рынках управления транспортом (такси), самоуправляемых автомобилей, гаджетов с искусственным интеллектом и облачных сервисов.
TCS Group – инновационный банк, которому действительно удалось изменить модель традиционного банкинга и за короткий период времени стать одним из крупнейших банков в области потребительского кредитования. У банка нет традиционных офисов, а все операции совершаются в мобильном приложении. У банка пока всего 7 млн клиентов, что сравнительно мало. Однако его популярность среди населения растет, и ему ничего не мешает, как минимум, удвоить количество клиентов за 3-5 лет. Складывается впечатление, что банк только в начале своего пути, и у него еще много идей, которые будет непросто повторить конкурентам. Сложно сказать, будет ли этот банк существовать, скажем, через 30 лет, ведь часто бывает, что подобные инновационные компании становятся объектами поглощения, но до таких событий их стоимость может кратно вырасти.
Аэрофлот – национальный перевозчик. Компании уже почти 100 лет. Ничто не мешает Аэрофлоту прожить еще 100 лет. Люди летали, летают и будут летать. С ростом благосостояния люди стремятся больше путешествовать, и поэтому в последние 20 лет авиационная отрасль росла динамичными темпами. Авиаперевозки – это сложный и высоко конкурентный бизнес. Многих авиакомпаний, которые летали 20 лет назад в США и Европе, уже нет – обанкротились. Однако в России, с ее громадной территорией, развитая и современная авиация – это единственный путь развития. Учитывая прочные рыночные позиции Аэрофлота, мы считаем, что компания и ее капитализация могут существенно вырасти в долгосрочной перспективе.