Сальдированная прибыль российских предприятий сократилась в январе-сентябре на 8,8% в годовом выражении до 7 трлн 385,8 млрд руб. против 8 трлн 99,4 млрд руб. в январе-сентябре 2016 г., сообщает Росстат.
Цифры, конечно, негативные, однако, заставляют задуматься. Другие индикаторы, которые рассчитывает Росстат, показывают совершенно другую динамику. Как мы все хорошо знаем, в уходящем 2017 году российская экономика вышла из кризиса, т.е., наблюдается рост ВВП и промышленного производства. Они, естественно, считаются с учетом дефлятора, т.е. в реальном выражении. А в России пускай низкая, но инфляция присутствует. Соответственно, логичным выглядит вопрос, почему Росстат противоречит сам себе.
С нашей точки зрения, причин может быть две, причем возможно обе одновременно. Ошибки статистиков. К сожалению, от них, особенно в такой крупной экономике, как Россия, никто не застрахован. Плохо, если официальные опубликованные статистические данные не бьются между собой. По одним цифрам в России рост, по другим спад. Каждый может выбрать цифру себе по вкусу. Есть, правда, и второй вариант, как мы все знаем, российский бухгалтерский учет далеко не всегда правильно отражает финансы предприятий. К тому же есть разница между налоговым и бухгалтерским учетом. Прежде всего, это касается амортизации. Очень часто размер амортизационных отчислений сильно отличается по российским и международным стандартам учета или по стандартам US GAAP. А размер амортизации напрямую влияет на размер чистой прибыли.
Лет 15 назад российские власти планировали перевести все предприятия на международную отчетность, однако, потом идея приказала долго жить. Большинство российских торгуемых на бирже фишек имеет международную отчетность, что позволяет достаточно точно и достоверно определить таргет по бумаге. В заключение стоит сказать, что ссылки на МВФ или Всемирный банк здесь вряд ли будут справедливы, ведь они также изначально опираются на официальную российскую статистику.