«Начало нового экономического цикла стимулирует аппетит инвесторов к риску»
Александр Кудрин Главный стратег «АТОН» Последний год поставил перед нами так много вызовов, что работать с ними придется на протяжении целого десятилетия. Если говорить об экономике, о проблемах, которые сформировались в течение этого года, то, первое, что нужно упомянуть, – это существенный уровень госдолга, который вырос по всему миру, это ответ на пандемию, инструмент реализации фискального стимулирования. Беспрецедентные монетарные меры, на которые пошли правительства ведущих экономик, внесли искажения в ценообразование на финансовых рынках. И такое стимулирование создало большую проблему для регуляторов всего мира и, в первую очередь, США. Американский Федрезерв поставил два основных критерия, при которых может возобновиться рост процентных ставок:- уровень инфляции,
- уровень безработицы.
Сейчас уровень инфляции существенно ниже среднего за последние пять лет. Есть большие сомнения, что он вырастет до целевых значений ФРС, и, скорее всего, в ближайшие годы ставки будут оставаться низкими. Сложившаяся ситуация комфортна для Минфина США, который финансирует дефицит бюджета практически под нулевые процентные ставки.
Но не стоит забывать о том, что в 2020 году совершенно неожиданно для всех завершился предыдущий экономический цикл, и сейчас мы стоим у начала нового. Если посмотреть на динамику спредов по долгосрочным и краткосрочным облигациям, то можно увидеть, что при выходе экономики из рецессии угол наклона этой кривой заметно возрастает. Ключевой вопрос – насколько его повторение возможно в ближайшее время. Экономические законы никто не отменял, и угол наклона кривой, скорее всего, должен расти. Но госдолг в США превысил отметку в 100% от ВВП, а это значит, что в случае реализации этого тренда остро встанет проблема стоимости его рефинансирования.
Вопрос, который тревожит умы многих инвесторов в облигации, – может ли ФРС контролировать кривую доходности и будет ли препятствовать увеличению угла наклона этой кривой. Официально у ФРС нет цели контролировать уровень доходности долговых бумаг и инструмента, который позволял бы делать это. Тем не менее американский регулятор активно выкупает долговые бумаги с рынка. Объем долга в США очень большой, и мы полагаем, что какой-то контроль за доходностью будет.
Начало нового экономического цикла стимулирует аппетит инвесторов к риску. Вчерашние консервативные инвесторы сегодня уже сместили свои предпочтения от гособлигаций и консервативных инструментов в более рискованные. Этот сдвиг в поведении инвесторов будет продолжаться и даст хорошую почву для развивающихся рынков, которые начинают демонстрировать все более уверенную динамику. Их кредитоспособность восстанавливается сейчас на хорошей динамике сырьевых рынков.
Приток денег международных инвесторов на долговые рынки развивающихся стран в ноябре уже достиг максимума с 2011 года. Мы полагаем, что в 2021 году этот тренд продолжится. Это создает хорошие предпосылки для российского рынка.
Слабый доллар – шанс для развивающихся и сырьевых рынков
Евгений Малыхин Директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» 2020 год запомнится нам поведением доллара. С начала пандемии индекс доллара серьезно падает. Это происходит по трем причинам:- Центральные банки всех стран мира сильно увеличили денежную массу. Но рекорд в этом поставила ФРС США. Чем больше денег в системе, тем они дешевле.
-
Процентные ставки, которые будут оставаться низкими в США еще минимум три года.
-
Ухудшение отношений между США и Китаем, что может подтолкнуть Пекин избавляться от активов в долларах.
На фондовом рынке сейчас действует одно правило: покупай слухи – продавай факты. В ожидании экономических стимулов со стороны американских властей доллар снижался, по факту принятия этих мер не случилось никакого rebound. И этот процесс касается финансов каждого человека, который заинтересован в накоплении и приумножении своих сбережений. Всю свою карьеру на финансовом рынке с 1995 года я действовал по правилу, что деньги нужно считать в долларах. Сейчас, в 2020 году, все поменялось: от доллара нужно диверсифицироваться. Безусловно, какую-то часть портфеля нужно оставить в долларе, но нужно понимать, что есть другие хорошие валюты, такие как швейцарский франк и китайский юань.
Ослабление доллара не остается где-то в стороне от всего мира. Индекс американской валюты имеет длительную отрицательную корреляцию с товарными рынками и с акциями развивающихся стран. Когда индекс доллара падает – товарные рынки и акции развивающихся стран растут. И сейчас мы как раз можем наблюдать такую картину, смотря на глобальный рынок из реального времени. Я считаю, что вероятность продолжения снижения индекса доллара большая. Соответственно, у товарных и развивающихся рынков есть большой шанс на рост.
Алексей Каминский Ведущий стратег «АТОН»Большинство активов по всему миру зависят от динамики американского доллара. Мы считаем, что его укрепление закончилось, и он вступил в цикл ослабления. Если посмотреть на долгосрочный график, то можно увидеть, что доллар развивается циклами. С 1990-х годов цикл его укрепления в среднем составлял 7 лет и его рост составлял 40%. Абсолютно то же самое произошло и в текущем цикле. С приходом в Белый дом новой администрации должен начаться новый виток ослабления американского доллара. Многие американские политики, в том числе и Дональд Трамп, признавались, что доллар слишком дорогой, и ему нужно стать более дешевым. Ротация из акций стоимости в акции роста Алексей Каминский Ведущий стратег «АТОН»
Если не вспоминать, что 2020 – это год, который принес нам коронавирус и рецессию, то по текущей динамике активов нельзя сказать, что с нами произошло что-то очень страшное. Около 70% рынков акций, инструментов фиксированной доходности, валют и сырья, скорее всего, закроются в плюсе, и это крайне необычно для рецессионного года. Финансовые рынки – это отражение процессов, которые, как ожидается, будут происходить в экономике в будущем. Если сейчас все хорошо, значит, можно не переживать за будущее?
Но если мы приглядимся к всему, через что прошла мировая экономика за последние 12 месяцев, то мы увидим, как сильно упали годовые темпы роста ВВП и насколько серьезной была рецессия. Становится понятно, почему так агрессивно вели себя монетарные и фискальные власти по всему миру и почему их риторика до сих пор не ослабевает – вливать больше денег в экономику и всячески помогать ей стимулирующими мерами. Благодаря им, следующие годы должны быть для мировой экономики очень сильными, и, по прогнозам, она будет расти выше тренда. Уже со второго квартала следующего года должен начаться мощный синхронизированный рост всех экономик. Финансовые рынки смотрят вперед, в частности, рынки акций: они показывают нам то, что мы будем наблюдать осенью следующего года.
Важный тренд, который произошел в этом году, – ротация из акций роста в акции стоимости. В ноябре он набрал серьезные обороты. И это только вершина айсберга. Мы ожидаем продолжения ротации в следующем году. Акции роста тоже будут крепнуть, но акции стоимости, учитывая накопленное отставание, вырастут быстрее. Инвестированными нужно быть и в те, и в другие акции.
«В этом экономическом цикле мы избежали катастрофы» Константин Глазов Старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент»Главным итогом 2020 года для всех, кто связан с фондовым рынком, стал переток средств частных лиц с депозитов на фондовый рынок. Исторически в России мало обращались к инструментам фондового рынка в вопросе накопления капитала. Но этот год стал переломным: Московская биржа отчитывается о новых триллионах рублей частных инвесторов. Это важный процесс для всей экономики, и это топливо IPO российских компаний. Процессы, происходившие в этом году, сдвинули парадигму накопления капитала и инвестиций в условиях крайне низких ставок не только в России, но и во всем мире.
Какую картину нарисовал нам 2020 год? Объемы балансов центральных банков выросли. В этом экономическом цикле мы избежали катастрофы, но в следующий кризис, который может случиться через 5-8 лет, мы можем столкнуться с большими проблемами, и нам к ним нужно подготовиться.
Нас волнует рост доходности бенчмарков, US Treasuries в 2021 году. Мы видим, что за короткое время, а именно за квартал, они подросли на 25 б.п. – это большое движение. Сейчас, под Новый год, выходят прогнозы больших инвестиционных домов по доходностям бенчмарков на будущий период. Их консенсусное мнение для 10-летних US Treasuries – плюс 1,3% годовых. Это объясняется ростом доходов заимствований (правительства увеличивают стимулирующие программы), сдвигом заимствований в сторону длинных выпусков и восстановление экономики от успешного распространения вакцины против коронавируса.
В сегменте инвестиционного уровня спреды практически восстановились к докризисным уровням, перспектив дальнейшего восстановления у них нет. Потенциал восстановления спредов остается сейчас только в сегментах BB и B. Мы видим value именно там. Своим клиентам мы не рекомендуем инвестировать в мусорные облигации, потому что, на наш взгляд, цикл очистки долгового рынка от проблемных эмитентов еще не завершился. Процесс банкротств, реструктуризаций, слияний и поглощений технически занимает около двух лет.
Мы считаем, что сейчас рано идти в эмитенты с кредитным рейтингом B. Наш нижний порог рекомендаций – это долговые бумаги с рейтингом BB-.
Будет ли расти инфляция? Александр Кудрин Главный стратег «АТОН»В теории большой рост денежного предложения выливается в рост цен. Но в жизни все немного сложнее: нужно понимать, что потребительский спрос сейчас находится под сильным давлением из-за ограничительных мер, безработицы и высокого уровня неопределенности относительно будущего. Все это подталкивает людей меньше тратить и больше сберегать. Инфляция таким образом сдерживается. Ее может спровоцировать непотребительский спрос – и на это намекает поведение сырьевых рынков. Ситуация сложилась несбалансированная и неопределенная. На мой взгляд, фактор зажатого потребительского спроса в 2021 году будет доминирующим. Ускорения инфляции в первой половине 2021 года мы не увидим.
Константин Глазов Старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент»Мы разделяем инфляцию активов и потребительскую инфляцию. Инфляцию активов мы уже видим отчетливо.
Алексей Каминский Ведущий стратег «АТОН»Потребительская инфляция будет расти, но несильно. Вливание денег в экономику и рынки сделали то, что должны были сделать по классике, – вызывали инфляцию в финансовых активах.
Как смотреть на российский рынок? Михаил Ганелин Cтарший аналитик по банковскому сектору «АТОН»Что нас ждет в следующем году?
-
привлекательность рынков value будет расти. Российский рынок – это то место, куда нужно будет идти за акциями value в следующем году;
-
Commodities в мире будут расти, и российский рынок – чистая ставка на это.
Инвесторов может пугать в России риск санкций, но нужно понимать, что происходит на самом рынке. Он расширяется, наполняется новыми деньгами благодаря сильному притоку денег физических лиц на фондовый рынок. Это драйвер, который будет ускоряться. Сейчас на банковский депозитах лежит около 30 трлн руб. Мы ожидаем в течение 3-5 лет 10-15% от этой суммы перейдет на рынок и очень поддержит его.
Куда инвестировать в России?
- В секторы, которые выиграют от восстановления экономики, – нефтегаз, металлургия и финансы, которые составляют 70-80% индекса российского рынка.
-
В компании, которые быстро растут, – это IT-сектор.
-
В компании, которые не на самом большом счету у инвесторов, но которые платят щедрые дивиденды, – электроэнергетика, телекоммуникации и опять же металлургия.
-
В недвижимость. Мы знаем, что ставки по ипотеке сейчас находятся на исторических минимумах, цены на недвижимость и спрос сильно растут, поэтому компании этого сектора будут очень хорошо себя чувствовать в следующем году, показывать рост доходности и дивидендов.