По итогам 9 месяцев 2018 года объем привлеченного на IPO капитала на американских площадках превысил показатели по итогам 2017 года. Таким образом, 2018 год приблизится к показателям 2014 года, который стал самым успешным для выхода на биржу после финансового кризиса 2008 года. Это свидетельствует о восстановлении американского рынка IPO и дает надежду, что следующий 2019 год станет таким же успешным. По оценкам Goldman Sachs и JP Morgan, совокупная стоимость компаний, которые планируют выйти на рынок в 2019 году, может превысить $100 млрд. Представленные ниже компании могут провести IPO в США уже в 2019 году.
Динамика рынка IPO США, 2014-2018 гг.
Источник: Bloomberg DNA, NYSE, расчет QBF
На графике представлены данные компаний, капитализация которых на момент IPO превышала $1 млн.
Объем IPO в США в 2018 году
Источник: Bloomberg DNA, NYSE, расчет QBF
На графике представлены данные компаний, капитализация которых на момент IPO превышала $1 млн.
Uber и Lyft
Приложение Uber насчитывает около 20 различных вариантов такси, сервисов совместных поездок, доставки еды и различных товаров. Компания представлена в 83 странах и 674 городах мира, где ежемесячно совершается 40 млн поездок, организованных благодаря мобильным приложениям. За 7 лет своего существования компания Uber прошла путь от небольшого стартапа до крупной технологической компании. В 2017 году компания терпела небольшие убытки, но уже в I квартале 2018 года сервис такси заработал $2,6 млрд выручки и $2,5 млрд чистой прибыли за счет интеграции своих предприятий в России и Юго-Восточной Азии с местными конкурентами.
Кроме того, в текущем году Uber начала постепенно снижать расходы на субсидирование поездок посредством уменьшения стимулов для водителей, поскольку компания уже добилась высокой лояльности покупателей, и общее число заказов через приложения растет само собой. В августе 2018 года менеджмент Uber оценил свой бизнес в $76 млрд, в то время как аналитики инвестиционных банков Goldman Sachs and Morgan Stanley оценивают стоимость компании в $120 млрд.
Компания Lyft была создана в 2012 году и осуществляет свою деятельность преимущественно в Соединенных Штатах. Сервисы Lyft представлены в более чем 300 городах США и обеспечивают более 1 млн поездок в день. В 2017 году компания достаточно легко вышла на рынок Канады. За 6 лет существования Lyft привлекла финансирование в объеме $5,1 млрд, и по состоянию на июнь бизнес был оценен в $15,1 млрд.
Динамика финансовых показателей Uber, $ млрд
Источник: данные компаний, CrunchBase, расчет QBF
Динамика финансовых показателей Lyft, $ млрд
Источник: данные компаний, CrunchBase, расчет QBF
Ожидается, что мировой рынок сервисов онлайн-такси будет расти быстрыми темпами в 2018-2023 гг. благодаря росту популярности каршеринга (car-sharing) и приложений для заказа такси. Среди преимуществ онлайн-такси пользователи называют удобство заказа такси и коммуникации с водителем, возможность выбора способа оплаты, круглосуточная поддержка и низкие тарифы на поездки. По итогам II квартала Uber и Lyft занимают 77% всего рынка коммерческих автомобильных перевозок в США. При этом в таких крупных городах как Нью-Йорк количество совершенных поездок с использованием данных двух сервисов достигает 600 тыс. в день.
Рынок коммерческих автомобильных перевозок США
Источник: Certify, Todd Schneider, расчет QBF
Среднее количество поездок в день в Нью-Йорке, тыс.
Источник: Certify, Todd Schneider, расчет QBF
Дополнительными направлениями развития бизнеса Uber и Lyft являются байкшеринг (bike-sharing), а также разработка и тестирование систем автономного вождения автомобиля. В апреле 2018 года Uber приобрела стартап JUMP Bikes и уже тестирует систему байкшеринга в Сан-Франциско. Вслед за этим в июле Lyft купила стартап Motivate, который организует платформу для обмена, покупки, продажи, аренды и совместного использования велосипедов. В сфере автономного вождения Uber сотрудничает с большим количеством автопроизводителей, в первую очередь, с Toyota. Пробег тестируемых автомобилей под логотипом Uber составляет уже более 20 тыс. миль. Lyft заключила договоры партнерства с концерном General Motors и канадским производителем автозапчастей Magna International для совместного финансирования и совместного производства транспортных средств с автономной системой вождения. К августу 2018 года на счету Lyft было уже 5 тыс. поездок с использованием автомобилей BMW без водителя в Лас-Вегасе.
Sonos
В 2005 году компания представила первую в мире беспроводную многокомнатную домашнюю звуковую систему. В настоящий момент Sonos производит беспроводные динамики, колонки и компоненты для домашнего кинотеатра, чтобы удовлетворить растущие потребности домашних пользователей аудиосистем. Компания постоянно модернизирует свою продукцию, вводит новые функции и обновления, совершенствуя звук и расширяя функциональность беспроводных динамиков. Глобальный патентный портфель Sonos состоит из более чем 630 патентов и 570 приложений. По состоянию на 31 марта 2018 года клиентами Sonos являются 6,9 млн семей во всем мире, которые в совокупности зарегистрировали более 19 миллионов продуктов.
Согласно оценкам компании, пользователи беспроводных динамиков слушают музыку в среднем 70 часов в месяц. Таким образом, в течение 2017 финансового года клиенты прослушали около 5 млрд часов музыкального контента. 6 июля Sonos подала заявку на IPO в Комиссию по ценным бумагам США. Стратегия развития компании включает в себя географическую экспансию, повышение лояльности клиентов и узнаваемости бренда и расширение партнерства для предоставления клиентам доступа к большему количеству контента (голосовые помощники, интернет-радио, подкасты, аудиокниги и др.).
Динамика финансовых показателей Sonos, $ млн
Источник: данные компании, расчет QBF
Число покупателей и количество реализованных товаров
Источник: данные компании, расчет QBF
Новые тенденции в сфере прослушивания музыки и музыкальных развлечений, а также меняющиеся предпочтения потребителей способствуют тому, что Sonos может стать компанией будущего в сегменте домашних развлечений. Во-первых, все более популярными становятся сервисы потоковой музыки. По данным исследовательской группы по информационным технологиям S&P Global Market Intelligence, за последние 2 года среднее количество часов прослушивания музыки в США увеличилось на 37% до 32 часов в неделю. По оценкам аналитического центра Futuresource, с 2013 по 2017 год число платных подписчиков потоковых музыкальных сервисов во всем мире выросло с 29 млн до 176 млн чел., а к 2021 году увеличится до 293 млн чел. При этом увеличение платных подписчиков обусловлено не только растущим количеством сервисов для прослушивания, но и расширением контента и функционала и улучшением персонализации самих приложений.
Структура клиентов компании Sonos на 31 марта 2018 года
Источник: данные компании, расчет QBF
Мировые продажи умных динамиков, млн шт.
Источник: данные компании, расчет QBF
Во-вторых, у людей появляется потребность в домашних голосовых помощниках. Ожидается, что в ближайший год беспроводные динамики Sonos смогут подсоединяться по Wi-Fi к стационарному компьютеру или ноутбуку, осуществлять любые поисковые запросы через Интернет, а также будут иметь функцию голосовой поддержки. Таким образом, динамики будут работать в режиме многозадачности, воспроизводя музыку, слушая речь и отвечая на вопросы. Согласно отраслевым исследованиям, к 2022 году 50% всех поисковых запросов в Интернете будут голосовыми, а 55% семей в США будут иметь по крайней мере один динамик с голосовой поддержкой.
Slack
Slack – самое быстрорастущее бизнес-приложение в истории. Облачная технологическая компания позволяет клиентам использовать свои онлайн-платформу и приложение для делового общения, обмена сообщениями и файлами, которые используются командами в рабочей среде. Другими словами, Slack – корпоративный мессенджер нового поколения, обладающий необходимым инструментарием и функционалом для работы в команде в рамках одной компании, находясь в любой точке мира. Slack поддерживает интеграцию с более чем 100 сторонними сервисами, такими как Dropbox, Google Drive, GitHub, Google Docs, Google Hangouts, Twitter, Trello и др. Онлайн-платформой пользуются 65 компаний из списка Fortune 100 и 500 тыс. компаний по всему миру. Среди крупных корпоративных клиентов Slack числятся IBM, Oracle, Target, BBC, Workday и E-Trade.
В данной области Slack является пионером, поэтому с самого начала бизнес был оценен достаточно дорого, хотя и не генерировал высоких доходов. Тем не менее, быстрый рост выручки в последние годы способствовал снижению соотношения P/S до приемлемого уровня. В 2015 году выручка Slack составляла $25 млн, в ноябре 2016 года – $100 млн, в сентябре 2017 – $200 млн. На данный момент оценочная стоимость компании достигла $8,3 млрд. 17 июля 2018 года Slack приобрела небольшую компанию Robots & Pencils’ Missions, чтобы усилить позиции по техническому сопровождению сервисов, а 24 сентября купила почтового клиента Astro.
В настоящий момент общее количество пользователей Slack составляет около 8 млн, из которых около 3 млн платят за сервис. Для сравнения, в сентябре 2017 года компания насчитывала 6 млн клиентов, а в ноябре 2016 – лишь 4 млн. По прогнозам аналитиков компании, в I квартале 2019 года активная аудитория Slack достигнет 11 млн. В 2018 году доля пользователей, которые платят за пользование платформой и дополнительные функции, выросла до 38%.
Динамика числа активных пользователей Slack
Источник: Business Insider, расчет QBF
По данным аналитиков Markets and Markets, мировой рынок онлайн-коворкинга увеличится до $50 млрд к 2021 году со среднегодовыми темпами роста в 13%. Однако в ближайшее время Slack может столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны крупных технологических корпораций. В марте 2018 года Microsoft запустила свой онлайн-коворкинг (co-working), пользователями которого являются около 200 тыс. предприятий. В это же время пространство для совместной работы в сети создал Facebook с клиентской базой в 30 тыс. компаний. Alphabet также решил развиваться в данном направлении и совсем недавно представил обновленное приложение Hangouts Chat.
У вышеперечисленных компаний есть дополнительное преимущество в том, что они имеют возможность настроить интеграцию между своей онлайн-платформой для совместной работы и другими собственными приложениями, что позволит ускорить работу сервиса. Чтобы иметь возможность оставаться конкурентоспособным и удержать действующих клиентов, Slack, вполне вероятно, будет вынужден увеличить операционные расходы. Таким образом, нельзя исключать, что в ближайшие несколько лет Slack может получить предложение о покупке от технологических гигантов.
Динамика финансовых показателей Slack
Источник: TechCrunch, расчет QBF
Airbnb
Веб-сайт для размещения, поиска и аренды жилья по всему миру позволяет любому желающему сдавать в аренду свои объекты или номера для гостей на короткий срок. Идея создания платформы появилась в 2007 году, когда пара друзей предоставила гостям, которые не смогли найти альтернативное жилье в Сан-Франциско, надувные матрацы на полу в их квартире и домашний завтрак. Первоначально проект носил название Airbedandbreakfast, но вскоре оно было сокращено до Airbnb.
Динамика финансовых показателей Airbnb
Источник: Wall Street Journal, Stanford Venture Capital Initiative, Inside Airbnb, расчет QBF
Крупнейшие сети по количеству номерного фонда, тыс. комнат, 2017 год
Источник: Wall Street Journal, Stanford Venture Capital Initiative, Inside Airbnb, расчет QBF
В 2011 году компания открыла свой первый зарубежный офис в Гамбурге. С момента основания компании в августе 2008 года до апреля 2017 года благодаря сайту Airbnb жилье нашли более 150 млн человек. В настоящий момент на сайте можно найти предложения по аренде жилья в 81 тыс. городах в 191 стране мира. С 2009 по 2016 г. в рамках нескольких раундов стартап привлек $4,5 млрд инвестиций, и сейчас бизнес оценивается в $31 млрд. Компания генерирует свой доход за счет взимания комиссии за обслуживание хозяев и гостей, а также проведения транзакций на сайте. При этом Airbnb предлагает качественные и более дешевые альтернативы гостиничным номерам.
Так, в Сан-Франциско средняя стоимость пребывания в собственности Airbnb на 18,8% меньше средней стоимости гостиничного номера. В летние месяцы и выходные заполняемость номерного фонда Airbnb составляет около 65%, что сравнимо с крупнейшими мировыми сетями отелей. Тем не менее, Airbnb активно развивает сегмент дополнительных сопутствующих услуг для путешественников: в 2017 году были приобретены небольшие компании Luxury Retreats, Accommoble и Tilt в сфере туристических услуг.
Ксения Лапшина — младший аналитик QBF