InvestFuture

Санкции против Ирана вступили в силу 4 ноября. Что дальше?

Прочитали: 975 Аналитика «БКС Мир инвестиций»

Санкции США в отношении иранского нефтяного экспорта, которые были ключевым драйвером роста котировок в августе-сентябре, официально вступили в силу 4 ноября. Это значит, что любой покупатель иранской нефти, за исключением 8-ми стран, получивших исключения, теперь будет находиться под угрозой вторичных санкций от Штатов.

С момента объявления санкций, остальные страны неоднозначно восприняли данную инициативу США. Ряд государств открыто критикуют ограничения и призывают свои компании не исполнять их. Тем не менее, источники СМИ в большинстве своем сообщают о том, что бизнес не готов рисковать из-за политики.

Даже китайские государственные компании China Oil и Sinopec были готовы закрыть поставки из Ирана, так как вторичные санкции чреваты для них куда большим уроном из-за проблем по другим глобальным операциям.

США изначально заняли достаточно жесткую позицию, требуя снижения экспорта из исламской республики до нуля. Несмотря на громкие заявления, буквально в последний момент США предоставили крупнейшим импортерам исключения, дав им еще полгода для смены поставщика.

Исключения получили Китай, Индия, Южная Корея, Турция, Италия, Япония, Греция и Тайвань. По данным Bloomberg, актуальным на момент до объявления о санкциях, выходит, что вступившие в силу ограничения фактически не затрагивают около 85% экспорта из Исламской республики.

Такие значительные послабления могут говорить о том, что в реальности для США не так критично задавить иранский экспорт в кратчайшие сроки. Скорее это тактика взятия «на измор», в которой фактические жесткие меры принимаются лишь после череды вербальных интервенций. Сами по себе угрозы санкций уже являются негативным обстоятельством, которое стимулирует контрагентов Ирана искать других торговых партнеров. Это приведет к добровольному уходу значительной доли покупателей от поставок из Республики, и санкции потом можно будет ввести с меньшим сопротивлением.

Плоды этой политики уже можно наблюдать в показателях Ирана. Начиная с августа покупатели постепенно отказывались от иранской нефти в пользу других поставщиков. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) экспорт нефти из исламской республики снизился с рекордных 2,7 млн баррелей в сутки (б/с) в июне до 1,7-1,9 млн б/с в сентябре. Добыча нефти в стране снизилась по данным Reuters с 3,83 млн б/с в апреле до 3,35 млн б/с в октябре.

На графике хорошо виден провал добычи 2011-2012 гг. в период первого введения антииранских санкций. В тот раз иранская добыча потеряла в совокупности более 1 млн б/с. Однако в 2011-2012 гг. европейские страны поддерживали ограничительные меры в отношении страны, и зашедшие в тупик переговоры по ядерной программе Ирана вполне могли вылиться в силовое противостояние.

В этот раз европейские державы критикуют санкционную политику США и даже рассматривают создание механизма расчетов, который позволил бы проводить сделки с республикой в обход системы SWIFT и в валютах, отличных от доллара США. Поэтому вряд ли в ближайшей перспективе мы увидим такие же низкие значения.

Импортеры нефти из Ирана, судя по всему, тоже не намерены так просто отказываться от своих налаженных торговых взаимоотношений с Республикой. Главным образом речь идет о Китае и Индии. Заявления официальных лиц, чиновников и представителей бизнеса находятся в диапазоне от «полностью откажемся от закупок» до «будем импортировать в любом случае». Фактические действия предсказать сложно. Скорее всего, как и в период действия прошлых санкций, значительная доля покупателей найдет обходные пути для продолжения торговли с Ираном. Это опять же будет тормозить падение экспорта.

Сам Иран уже с сентября начал периодические отключения системы спутникового слежения на своих танкерах, что затрудняет фактическую оценку экспорта из страны. Официальные лица республики регулярно высказываются о том, что страна продолжит добывать и экспортировать нефть, несмотря на все ограничения.

Позиция самих Штатов с большой вероятностью пока останется без изменений. Некоторый элемент неопределенности вносят выборы в конгресс. Если демократам удастся «отвоевать» себе достаточное количество кресел, они получат возможность блокировать некоторые инициативы Трампа. Тем не менее, очень маловероятно, что Штаты откажутся от действующей политики в этом направлении. Вопрос лишь в том, насколько интенсивно будет дальнейшее давление.

Что касается срока исключений для импортеров иранской нефти, есть вероятность, что он будет продлен. Несмотря на то, что Вашингтон заявляет о невозможности такого продления, вряд ли экспорт упадет до объявленных нулевых значений. Это будет обозначать массовые вторичные санкции для покупателей, что вряд ли является целью Вашингтона. Наиболее вероятно, что, либо США пересмотрят целевые уровни падения экспорта, либо исключения будут продлены на каких-то новых условиях. Тем не менее, пока это всего лишь догадки.

Американский нефтегазовый сектор в то же время активно расширяет поставки на восток, претендуя, в том числе на иранскую долю рынка. Импорт американской нефти из США в Китай по данным китайского Главного таможенного управления вырос в сентябре в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (1,04 млн б/с по сравнению с 495,6 млн б/с).

Другие страны-экспортеры также обратили внимание на открывающиеся возможности. Сегодня глава иракской нефтяной компании SOMO объявил, что организация намерена нарастить поставки в Китай на 60% в следующем году с 0,9 млн б/с до 1,45 млн б/с.

Возрастает и уровень добычи. Производство в Штатах выросло с начала года с 9,5 до 11,2 млн б/с. другие крупнейшие добытчики Саудовская Аравия и РФ также наращивают добычу по мере возможностей.

По заявлениям представителей стран, для стабилизации цен на рынке рост добычи был необходим. Ценовое ралли в августе-сентябре повысило риски для мировой экономики, так как чрезмерные цены на топливо создавали предпосылки для роста издержек и снижения инвестиций промышленных предприятий.

В итоге к моменту вступления в силу санкций цены на Brent вернулись к уровням начала августа, нивелировав эффект от ралли. Иранская тема постепенно уходит на второй план, и фокус внимания участников рынка переместился на глобальный рост добычи и мировых запасов, который продолжается уже на протяжении шести недель подряд. В совокупности с негативными прогнозами относительно темпов роста спроса в 2019 г. эти показатели создают риски снижения цен на нефть.

Резюме

Нефтяное ралли, стартовавшее на фоне ожидания антииранских санкций, в итоге закончилось на тех же уровнях, где и начиналось. На текущий момент по данным Reuters с рынка ушло всего около 0,5 млн б/с иранского предложения, в то время как добыча в США и других странах-участницах ОПЕК+ выросла за аналогичный период.

На текущий момент риски смещены в сторону дальнейшего снижения нефтяных цен. Представители РФ и Саудовской Аравии заявляли, что текущие цены комфортны для экономик. Однако в случае дальнейшего падения котировок не исключено, что на очередном заседании министерского комитета ОПЕК+ в декабре будут подниматься вопросы по поводу возвращения к сокращению добычи.

В то же время другие игроки рынка будут активно вести переговоры с иранскими покупателями, чтобы расширить за счет Исламской республики свою долю рынка. Наибольшим потенциалом для роста добычи обладают США и Саудовская Аравия.

Если текущие тенденции сохранятся, то иранский экспорт продолжит постепенно снижаться, однако фундаментально это будет мало значимо для рынка. Выпадающие поставки будут сравнительно быстро компенсироваться другими экспортерами, а ценовые скачки на фоне этой истории будут иметь спекулятивный характер и на среднесрочной дистанции нивелироваться регуляторным механизмом ОПЕК+.

Галактионов Игорь
БКС Брокер

Источник: БКС Экспресс

Оцените материал:
(оценок: 40, среднее: 4.53 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Санкции против Ирана

Поделитесь с друзьями: