В ноябре 2020 года на Московской бирже произошло первичное размещение депозитарных расписок Ozon (OZON). В отличие от многих других российских IPO, размещение прошло успешно. В первый же день торгов котировки росли более чем на 30% от цены размещения. В дальнейшем рост продолжился. Были моменты, когда цена акций росла более чем вдвое с момента размещения.
Однако затем что-то пошло не так. Котировки вошли в продолжительный медвежий тренд, и сейчас расписки Ozon торгуются примерно на 60% ниже своей пиковой стоимости и на 10% ниже цены IPO.
Скорее всего, это снижение связано с выходом инвесторов из «акций роста» в преддверии повышения ставки ФРС. А поскольку Ozon торгуется в том числе и на NASDAQ, его эта тенденция тоже затронула. А с российской стороны еще и добавились геополитические риски.
Динамика цены депозитарных расписок Ozon на Московской бирже, источник: TradingView
Стоит ли покупать акции Ozon на текущих уровнях?
Аргументы «За»:
-
Бизнес показывает высокие темпы роста. По результатам первых 9 месяцев 2021 года товарооборот компании (GMV) вырос на 123% по отношению к аналогичному периоду 2020 года, а выручка за тот же период увеличилась на 68%.
-
Оценка бизнеса относительно выручки невысока. Показатель P/S у Ozon — около трех.
-
Компания работает на растущем и перспективном рынке онлайн-торговли (e-commerce), который, по оценкам аналитиков, до 2025 года будет расти в России в среднем на 30% в год.
Аргументы «Против»:
-
Компания остается убыточной на операционном уровне, и этот убыток пока только растет. По результатам 9 месяцев 2021 года убыток по EBITDA у Ozon увеличился более чем в три раза в годовом сравнении, а чистый убыток вырос в 2,8 раза. Негативная тенденция объясняется растущими операционными расходами, которые увеличились на 89%. Однако в относительном выражении затраты снизились с 64,5% до 54,7% от общего объема товарооборота. Цифра все еще очень значительная, однако в условиях масштабной экспансии иначе и быть не может. С этих позиций рост операционных расходов компании однозначным минусом назвать нельзя.
-
Высокая конкуренция. С одной стороны, рынок онлайн-торговли быстрорастущий, а с другой — высококонкурентный. Чтобы расти быстрее рынка и даже на уровне с ним, приходится вкладывать немало средств в новые распределительные центры, сервисы, маркетинг и доставку. Этим Ozon и занимается. Однако на этом рынке немало и других сильных игроков. Это и компании, специализирующиеся на онлайн-торговле (например, Wildberries), и традиционные ритейлеры, открывающие собственные сервисы доставки. А что самое страшное для Ozon, такие гиганты, как Сбер (SBER) и Яндекс (YNDX), тоже вкладывают большие средства в e-commerce, а финансовые ресурсы у них куда больше.
Мнение аналитиков InvestFuture
История Ozon, как и многие другие «истории роста», очень противоречива. С одной стороны, компания растет быстрее рынка. С другой — вокруг множество опаснейших конкурентов, и чтобы от них не отстать, приходится наращивать операционные затраты, а это мешает выйти на положительную чистую прибыль.
Однако с учетом последних финансовых результатов, а также снижения цены, на наш взгляд, рыночная оценка Ozon уже достигла адекватных и даже привлекательных значений. Поэтому для инвесторов, которых интересуют «акции роста», сейчас, возможно, неплохой момент для покупки бумаг Ozon на небольшую часть портфеля.
Аналитик Иван Черненко