Международное агентство S&P оценило экономический риск банковского сектора Казахстана на 8, отраслевой риск – на 9. Это негативные оценки: S&P анализирует банки в соответствии с методологией BICRA (banking industry country risk assessment), которая делит финансовые институты на 10 групп. К группе 1 относятся страны с наименьшими рисками, 10 – с наибольшими.
Наши оценки отражают высокие экономические риски в Казахстане: геополитические риски, связанные с конфликтом на Украине, резкое повышение темпов инфляции во всем мире, а также рост процентных ставок. Все это усиливает давление на экономику страны
Драйверы банковского сектора Казахстана
-
бюджетные показатели страны, которые помогают правительству оказывать поддержку банкам;
-
высокий запас ликвидности у банков и профиль фондирования, преимущественно сформированный за счет депозитов клиентов;
-
невысокий уровень задолженности домохозяйств в мировом контексте.
Что мешает банковскому сектору?
-
малоэффективный надзор;
-
незначительная диверсификация рынка: доля 5 крупнейших банков страны по объему клиентских депозитов увеличилась – с 67% на 1 января 2022 года до 72% на 1 июня;
-
снижение способности обслуживать долг у некоторых корпоративных заемщиков, МСБ и граждан: доля проблемных кредитов в этом году может составить 9%.
А как насчет конкуренции?
Конкуренция в финансовой системе Казахстана оценивается S&P как ограниченная. Причем доля государства в капитале банковского сектора – менее 10%. «Его влияние осуществляется главным образом в форме распределения депозитов госкомпаний между коммерческими банками и предоставления долгосрочных кредитов в рамках различных госпрограмм для выдачи кредитов конечным заемщикам по субсидированным ставкам», – отметили эксперты агентства .
При этом мелким игрокам сложнее. «Повышение концентрации в банковском секторе Казахстан создает трудности для небольших банков, которых могут вытеснить в менее привлекательные сегменты рынка», – пояснили в агентстве.
Вместе с этим, эксперты S&P считают, что у банков все еще есть возможности для роста, учитывая невысокий уровень задолженности домохозяйств: совокупный кредитный портфель банковского сектора составляет около 26% ВВП.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев