InvestFuture

Строительство газопровода "Сила Сибири-2" поставлено на паузу

Прочитали: 769

Будущее нашего “национального достояния” снова покрывается туманом. И для всех нас это может обернуться новыми проблемами. Ведь Газпром – один из крупнейших налогоплательщиков в стране, и от его доходов во многом зависит наполнение бюджета. А следовательно — и стабильность экономики.

Кроме того, акции компании занимают большую долю в индексе Мосбиржи и уже давно входят в число самых популярных бумаг среди российских инвесторов. И когда Газпрому плохо, это отражается и на всем остальном фондовом рынке. Напоминаем, что коррекция, которая продолжается уже три месяца, началась именно с плохих новостей от этой компании.

И вот жизнь снова подкинула Газпрому трудностей. Строительство газопровода “Сила Сибири — 2”, который должен был помочь компании серьезно нарастить экспорт в Китай, видимо, поставлено на паузу. Дело в том, что Монголия исключила проект из своего долгосрочного плана развития до 2028 года. А именно по ее территории должна была пройти значительная часть газовой магистрали: примерно 2500 километров. Пока это не официальное заявление, об этом пишут китайские СМИ со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника из Монголии. По его словам, Москва больше не верит, что она сможет заключить желеумую сделку с Пекином, и потому, вероятно, отложит строительство до лучших времен.

О разногласиях между Россией и Китаем по поводу “Силы Сибири — 2” ранее писало издание Financial Times со ссылкой на осведомленные источники. Якобы КНР хочет покупать газ у РФ почти по внутренним российским ценам. При этом Пекин готов брать только малую часть от планируемой мощности газопровода в 50 млрд кубометров в год. Москву такие условия, конечно, не устраивают. И поэтому переговоры по проекту зашли в тупик.

Китай этот материал не прокомментировал. Но неожиданно высказался российский МИД. Официальный представитель ведомства Мария Захарова заявила, что проект газопровода находится в высокой степени готовности, и переговоры по поводу ценовых условий и объема поставок продолжаются. Но никаких новых деталей она не привела. Создается ощущение, что слова словами, а воз и ныне там.

У экспертов по энергетике были надежды, что строительство “Силы Сибири — 2” обсудят в ходе визита китайского премьера Ли Цяна в Россию. В среду второй по значимости политик в КНР встретился сначала с Михаилом Мишустиным, а затем и с Владимиром Путиным. Про укрепление энергетического сотрудничества действительно поговорили. В том числе про то, что Россия вскоре должна выйти на первое место по поставкам природного газа в КНР. Однако конкретики по новому газопроводу мы снова не услышали. Возможно, какие-то подробности прозвучат во время Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке в начале сентября. Там ожидается большая делегация из Китая и, скорее всего, энергетике снова уделят особое внимание. Однако предварительных встреч на уровне газовых компаний двух стран пока не было. А значит, до подписания контрактов дело, вероятно, тоже не дойдет.

Что компании мог бы дать запуск “Силы Сибири — 2”?

Рекордные убытки компании за прошлый год связаны с резким снижением экспорта в ЕС. И чтобы поправить свое финансовое положение, “национальному достоянию” нужно увеличивать поставки на другие рынки. Для сравнения, в 2021 году экспорт Газпрома в одну только Европу составил 206 млрд кубометров. А в 2023 году ВЕСЬ экспорт трубопроводного газа из России не дотянул и до 100 млрд. И даже если все потенциальные экспортные маршруты, включая “Силу Сибири — 2” и хаб в Турции, заработают, то этого все равно не хватит, чтобы достичь объемов трехлетней давности. Та же Financial Times в июне писала, что в ближайшие 10 лет Газпром не сможет полностью восстановить свой экспорт.

Однако кое-какие подвижки в этом направлении есть. Например, транзитом российского газа через свою территорию хочет заняться Иран. Соответствующий меморандум стороны подписали еще в июне. У республики, конечно, хватает и своего газа. Но из-за санкций его трудно поставлять за рубеж. Плюс есть проблемы с газопроводами. А сотрудничество с Россией позволило бы Ирану укрепить свои позиции на мировом рынке и подтянуть инфраструктуру. Ну а Газпром бы смог компенсировать часть выпавших экспортных объемов. Однако вся эта история требует огромных вложений, а ее реализация может затянуться на 5-10 лет. Так что прямо сейчас сотрудничество с Ираном Газпрому не поможет.

Еще есть стратегическое партнерство с государственной нефтяной компанией Азербайджана — SOCAR. Накануне компании договорились его расширять. Однако каких-то деталей озвучено не было. Известно лишь, что в разговоре затрагивали тему транспортного коридора “Север — ЮГ”. Это очень масштабный международный проект, который должен соединить Россию и Индию через Азербайджан и Иран. Он позволит доставлять грузы значительно быстрее и безопаснее, чем через Суэцкий канал. И раз в обсуждении участвует Газпром, значит, по этому маршруту планируют отправлять и голубое топливо. Однако тут примерно та же история, как и с транзитом через Иран. До полной реализации проекта должно пройти еще много лет. И потратить на это придется не один десяток, а то и сотню миллиардов рублей.

Так что же тогда остается Газпрому? Ну для начала, не отчаиваться. Работу по диверсификации рынков сбыта в любом случае нужно продолжать. Параллельно можно увеличивать поставки и развивать инфраструктуру на внутреннем рынке, чем Газпром, по сути, уже активно занимается. 

Кроме того, компания могла бы нарастить и вложения в новые технологии и продукты. Например, в производство СПГ или водородного топлива. Это помогло бы Газпрому усилить свои позиции на мировом энергорынке. Однако свободный денежный поток у него сейчас отрицательный, а долговая нагрузка растет. В общим, лишних денег на инвестиции нет. Хотя их можно было бы найти, оптимизировав операционные расходы и повысив эффективность управления проектами. 

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!

Оцените материал:
(оценок: 50, среднее: 4.4 из 5)
InvestFuture logo
Строительство

Поделитесь с друзьями: