В последние месяцы две ключевые темы заключались в том, какой объем иранской нефти уйдет с рынка из-за американских санкций, стартующих в ноябре, и как сильно рост спроса на сырье может пострадать в результате торговых войн.
Совсем недавно появилась еще одна проблема – нестабильность на развивающихся рынках (EM), вышедшая на первый план после усиления кризисных явлений в финансово-экономической системе Турции. Прибавьте к этому новые более строгие правила Международной морской организации (IMO), повышающие требования к сернистости мазута с 2020 года, которые, как ожидается, перевернут рынки переработки и судоходства, – все это приведет к диким «качелям» в нефтяных ценах, считают руководители отрасли и аналитики.
Жесткие ограничения IMO на содержание серы в мазуте, направленные на сокращение выбросов, приведут к увеличению спроса на средние дистилляты, такие как дизельное топливо и морской газойль, что, в свою очередь, будет стимулировать спрос на сырую нефть, считают аналитики Morgan Stanley. По их словам, это увеличит спрос на сырую нефть на 1,5 млн баррелей в сутки (б/с), что способно вызвать рост нефтяных цен до $90 за баррель в 2020 году.
Но еще до этих регулятивных изменений, которые произойдут только через 2 года, аналитики и инвесторы внимательно следят за двумя разворачивающимися в настоящее время ключевыми событиями – санкциями на нефтяные поставки из Ирана и за возможным ослаблением глобального роста спроса на нефть. Они сейчас являются главными «бычьими» и «медвежьими» факторами, которые могут определить динамику нефтяных цен в ближайшие 2 года.
«С введением новых санкций, а также IMO-2020, мы ожидаем увеличение волатильности и, следовательно, больше возможностей для торговли. Таким образом, мы видим, что наши клиенты медленно, но верно открывают позиции в ожидании данных событий», – отметил главный исполнительный директор независимой компании Vopak Eelco Hoekstra, предоставляющей нефтехранилища.
Ранее в этом месяце Том Клоза, соучредитель информационной службы Oil Price Information Service, сказал на CNBC, что цены могут совершать дикие колебания, с падением до $50 или всплеском выше $100 долларов, который он полностью не исключает.
«Если бы существовал индекс волатильности нефти, он был бы невероятно неустойчивым» в течение следующих полутора лет, отметил Клоза.
Объем иранской нефти, который санкции уберут с глобального рынка, является самым крупным «известным неизвестным» со стороны предложения, поскольку падение производства в Венесуэле из-за экономического кризиса, а также нестабильность ливийского экспорта уже учтены в оценках аналитиков. И некоторые эксперты считают, что санкции против Ирана еще не полностью оценены.
Ранее в этом месяце Fitch Solutions заявила, что рынок не готов к потере иранской нефти и что иранский экспорт «движется к резкому исчезновению с рынка в IV квартале». В рамках своего базового сценария Fitch Solutions ожидает сокращение иранского экспорта на 1,3 млн б/с к концу 2019 года, а Китай, как ожидается, сохранит импорт иранской нефти примерно на нынешнем уровне. При этом Индия и Турция существенно сократят потребление, чтобы претендовать на исключение из санкционных ограничений, а Европа, Япония и Южная Корея снизят импорт из Ирана «до низких или почти нулевых уровней».
«Наши оценки существенно превышают консенсус, и наш прогноз предполагает, что Brent в среднем составит почти $80 в течение оставшейся части года», – отметили в Fitch Solutions.
ING, со своей стороны, видит, что глобальный нефтяной рынок будет «в значительной степени сбалансированным в течение IV квартала», но это предполагает, что потери Ирана из-за санкций США не превысят 0,5 млн б/с, а венесуэльское производство в следующем квартале составит в среднем 1,2 млн б/с.
Тем не менее, стратег по сырьевым товарам ING Уоррен Паттерсон недавно предупредил, что торговая война и высокий риск усиления проблем на развивающихся рынках оказали негативное воздействие на нефтяные котировки, когда Brent упала почти на 10% с конца мая.
«Похоже, что история синхронного глобального роста с начала этого года теряет определенный импульс», – сказал Паттерсон.
«Глядя на отдельные случаи, можно предположить, что потенциальное влияние на рост спроса ограничено, однако при рассмотрении совокупности факторов, потенциальное воздействие начинает выглядеть более значительным», – отметил стратег ING.
Более высокие цены на нефть уже разрушают спрос на бензин в Бразилии, например, когда автомобилисты имеют альтернативу перехода на этанол, объясняет Паттерсон из ING. В Бразилии более 50% парка легковых автомобилей состоят из транспортных средств с гибким потреблением топлива, которые могут работать на бензине или 100%-ном этаноле. Когда этанол становится дешевле бензина, водители переходят на этанол.
В первой половине этого года продажи бензина снизились по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, в то время как продажи этанола увеличились, отметил Паттерсон, добавив, что «этот альтернативный вариант для автомобилистов в Бразилии означает, что мы фактически видим разрушение спроса на нефть в стране».
Валюта развивающихся рынков продолжают снижаться по отношению к доллару США. Основным фактором данного процесса является турецкий кризис и политические риски в Бразилии. Данная ситуация может негативно повлиять на нефтяной спрос и снизить стоимость нефти.
Однако предстоящие санкции в отношении Ирана усилили опасения по поводу возможного дефицита предложения, и аналитики в настоящее время пытаются понять, сколько нефти уйдет с рынка. Правила IMO являются еще одним фактором неопределенности, поэтому в среднесрочной перспективе эксперты ожидают дикие колебания нефтяных цен, к чему рядовой инвестор должен подготовиться, чтобы не понести неожиданные критические потери из-за больших позиций и недостаточного хеджирования или диверсификации.
По материалам oilprice.com и zerohedge.com
БКС Брокер