Речь о российском импорте, который в последнее время вынужден преодолевать всё новые вызовы. Глобально проблема та же, что и раньше: банки зарубежных стран все неохотнее принимают деньги из России за свои товары, опасаясь вторичных санкций от США. Причем, чем дальше, тем большего числа наших торговых партнеров это начинает касаться.
Однако сильнее всех старается не угодить под ограничения Китай. Его собственные банки начали блокировать транзакции из России еще зимой. А недавно выяснилось, что и платежи через Эмираты за китайскую электронику тормозятся по инициативе Пекина. Якобы он требует от местных банков отчитываться, не из России ли, часом, пришли деньги.
На сей раз у китайских коллег новая фишка – проверка имени. Если оно русское, или хотя бы похоже на такое – транзакцию могут отклонить. В платежных документах теперь ищут любую связь с российскими компаниями и одобряют транзакцию, только если ничего не нашли.
Слегка забавно в этой истории то, что многие англоязычные имена очень похожи на русские. Например, Андрей и Эндрю, Георгий и Джордж, Федор и Теодор, и так далее. В подобных случаях, если китайские эксперты сомневаются, то запрашивают подтверждение, нет ли у отправителя российского гражданства.
Все это напрямую влияет на конечную стоимость импортных товаров, особенно электроники. Недавно эксперты предупреждали, что цены на нее к концу года могут прибавить еще до 10%. Хотя на маркетплейсах на это начали жаловаться еще в июле: из-за проблем с платежами и снижения порога беспошлинного ввоза товаров стало трудно закупать дорогую технику, и продавцы переходят на более дешевые варианты. Как видите, реакция на маркетплейсах пошла не сразу после начала блокировок в китайских банках. Возможно, кое-какие запасы у селлеров еще оставались, и вот летом они начали потихоньку заканчиваться.
Зато у банков, принадлежащих маркетплейсам, дела, наоборот, идут в гору. Они уже начали опережать классических игроков по темпам привлечения средств граждан. Если еще в мае прошлого года россияне держали в банках Яндекса и Озона суммарно 1,2 млрд рублей, то сейчас эта сумма выросла почти до 50 млрд. Понятно, что такой прирост можно объяснить скидками, которую маркетплейсы дают за оплату именно этими картами. Но кроме того, свою роль могли сыграть как раз проблемы с международными платежами. Пользователи той же “Золотой короны” в основном переводят через нее деньги именно с помощью карт Озона и Яндекса, потому что с традиционными российскими банками система уже давно не работает.
Судя по всему, многие действия властей – как наших, так и зарубежных – не сразу отражаются на нашей повседневной жизни. Так было с проблемами в расчетах, так, скорее всего, будет и с их решением.
Например, у нас только сейчас, с 1 сентября, заработали два очень важных закона. Первый – это разрешение иностранным банкам открывать у нас полноценные филиалы. Второй – это эксперимент по трансграничным расчетам в криптовалютах. Оба эти шага как раз должны облегчить жизнь нашим настрадавшимся импортерам и заодно – сбить напряженность вокруг зарубежных товаров. А значит – и проинфляционные риски снизить. В общем, потенциал у этих решений огромный. Посмотрим, что получится на практике.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм: все главные новости о финансах, ничего лишнего!