Если верить российским СМИ, Казахстан становится автомобильным хабом: россияне массово вывозят авто из нашей страны, пользуясь услугами «серых дилеров».
К официальным не обращаются — реэкспорт легковых автомобилей запрещен дистрибьюторами. Об этом заявили в казахстанском представительстве Chery одному из российских специализированных изданий.
Правда, подтвердить эту информацию не удалось. Анонсированный Минфином РК сайт, где публиковался бы перечень санкционных товаров, не работает. По логике, легковой автомобиль не относится к военно-промышленному комплексу и потому вряд ли присутствует в списке запрещенных для экспорта в РФ товаров.
Скорее всего, если подобные ограничения правда есть, их вводят сами дистрибьюторы, опасаясь репутационных рисков.
Запрет не мешает: как купить новый авто в Казахстане в 2022 году
Хотя официально россияне не могут купить новую машину в Казахстане, но, как оказалось, это препятствие легко обойти: предприимчивые казахстанцы сначала оформляют покупку машины на себя, а затем перепродают гражданам России.
В Казахстан едут за автомобилями из-за слабого тенге
Его ослабление к рублю — ключевой момент во всей этой истории. Например, кроссовер Chery Tiggo 8 Pro с адаптивным круиз-контролем в России стоит 3,2 млн рублей с учетом «прямой» скидки. А вот в Казахстане топовый вариант модели продается за 15,9 млн тенге – это эквивалент 2 млн рублей. Так что россиянам выгоднее прокатиться к нам, чем переплачивать у себя дома.
Очень похоже на конец 2014 года, только наоборот: тогда рубль резко упал к тенге, и уже казахстанцы ринулись в РФ скупать автомобили.
А самим-то нам хватит: грозит ли Казахстану дефицит авто
Скорее всего, наша страна столкнется с нехваткой новых авто. И это несмотря на оптимистичную статистику: по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за 7 месяцев 2022 года было произведено автомобильной техники на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако с прошлого месяца в Казахстане приостановлен выпуск двух популярных моделей Hyundai — Accent и Creta, это случилось из-за прекращения поставок комплектующих.
Так что причина возможного дефицита — не только то, что россияне активно «угоняют» авто из Казахстана, но и нарушение логистических цепочек поставок.
Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев