Петр Бобрик, Специалист Отдела инновационных торговых систем
Акции
Небольшой отскок от низов прошлой недели.
Причем весь рост случился в понедельник-вторник, а конец недели прошел в узком диапазоне в ожидании выступлений на конференции в Джексон-Хоуле. Впрочем, и конференция не принесла сильных движений, поскольку на ней не было объявлено ничего нового.
В начале недели рост происходил на соображениях отскока от нырка неделей ранее. А также на опережающем росте акций сектора mining, в первую очередь металлических добывающих компаний.
Статистика была на неделе нейтральной, и ее было немного. Тем самым летние ужасы потихоньку рассасываются.
В результате на графике S&P сложилось классическое навивание на уровень 2450 по S&P, который является средним за летние месяцы. А другими словами, за лето так и не изменились. И что еще важней для фондовых рынков – не выросли, хотя по своим внутренним свойствам он должен в нормальной ситуации постоянно расти.
Похожая динамика наблюдалась и в других развитых странах. Нередки были инсайд недели.
Но за пределами стран G7 настроения были намного оптимистичнее. Качественное изменение произошло в Китае, где Шанхайский индекс пробил сильнейшее сопротивление 3300, чего он не мог сделать дважды в прошлом году, и что является максимумом с 2015 года. Обозреватели отмечали опережающий рост тех секторов акций, которые завязаны на металлы, цены на которые очень сильно выросли за последнее время. Но скорее это был лишь сопровождающим фон, а главным фактором было общее хорошее состояние китайской экономики.
Сильно выросла на неделе Бразилия на сообщениях о грядущей приватизации крупнейшей энергетической компании. Событие было настолько масштабным, что потянуло вверх за собой и соседей, и прежде всего Аргентину. И отмечалось в обзорах новостей в других регионах земли. И даже привело к очередному максимуму индекса развивающихся рынков.
Впрочем, здесь главным фактором является долгосрочный тренд в поисках высоких доходностей.
Переходя к прогнозам, отметим, что поскольку ни сроков, ни конкретики о монетарных политиках США и Евросоюза на конференции в Джексон-Хоуле не прозвучало, то главными угрозами для мировой экономики на данный момент остались прежние. Во-первых, возможное начало разгрузки американского баланса, что может быть объявлено на ближайшем сентябрьском заседании американского Центробанка. В во-вторых достижение потолка американского госдолга. С этой точки зрения состояние ожиданий продолжится. И как следствие можно предположить продолжение боковых трендов на ближайшую пару недель.
И даже в более долгосрочном плане прежних темпов роста мы можем не увидеть. Так интересные выкладки получаются, если по-простому сложить планы крупнейших Центробанков мира.
Согласно этой диаграмме рост S&P происходил в последние годы исключительно за счет эмиссии. А поскольку сейчас эту лавочку собираются прикрыть, то и продолжение роста не ожидается.
Также не проходят столь любимые ФРС сказки про сжатый рынок труда. Сейчас общество и рынки принципиально другие. Даже такое надежное эконометрическое соотношение между нормой безработицы и загрузкой мощностей (и то и другое по идее должны при фазе роста синхронно выбираться) перестало выполняться.
Среди относительно новых угроз надо выделить опасения обвала облигаций (об этом подробнее в разделе облигации), а также решение Д Трампа направить войска в Афганистан. Хотя группировка небольшая - около 4 тыс. человек – но это может быть только начало. Вопреки общему мнению, что это очередная дурость Д, Трампа, которая дорого обойдется Америке, на этот раз есть существенные особенности. Группировка не будет заниматься военными действиями, а исключительно диверсионными, что по обыкновению называется уничтожением террористов. Но опытные политологи сразу сказали, что настоящая цель миссии – обострение отношений между Индией и Китаем. И с этой точки зрения последствия действительно могут быть крупномасштабными.
Валюты
Оживление начала августа после выхода американского трудового отчета закономерно рассосалось под влиянием долгосрочного тренда ослабления американской валюты.
Доллар был главным пострадавшим от Джексон- Хоула в пятницу, поскольку Д. Йеллен замяла вопрос о начале разгрузки баланса ФРС, а М Драги благожелательно отозвался о продолжении стимулирование европейской экономики. Т.е. конференция плохо прошла для доллара и хорошо для евро. В результате евро обновило новый многолетний максимум после выступления М. Драги в Джексон-Хоуле, пробив 1,90. Хотя там не было ничего нового (как и в выступлении за четыре часа до него Д. Йеллен), но в текущей ситуации это скорее положительно для евро.
Значительная часть речи была посвящена слабой, а точнее недостаточной инфляции. Разгону инфляции, препятствует много факторов. Отдельно указан европейский трудовой рынок, в отличии от США пока не вышедший на режим полной загрузки. В целом М. Драги отметил, что восстановление экономики продолжается. «Мы видим, что восстановление экономики продолжается, но мы должны быть терпеливы» - лейтмотив всего выступления. И как главный вывод - «Существенная степень денежно-кредитного смягчения все еще оправдана». Тем самым никаких намеков и конкретики о сроках и темпах темперинга, т.е. выхода из режима QE. А ведь именно это было главным ожиданием от его речи.
Тем самым его речь скорее была голубиной с продолжением эмиссии, т.е. формально против евро. Тем не менее, новый многолетний максимум и пробой принципиального уровня сопротивления. Чтобы понять это противоречие, надо вспомнить, что в последние месяцы доминирующим фактором роста евро стало лучшее состояние европейской экономики, чем в США. А оно в первую очередь определяется идущим количественным смягчением.
Среди прочего из речи М Драги можно выделить указание на существенные риски протекционизма, в которых легко читается упрек политике Д. Трампа. Но вряд ли это получит какие-то реальные последствия.
Японская иена практически не изменилась против доллара, но она осталась ниже 110. По Японии практически не было новостей на неделе.
Слабо изменился и фунт, который продолжает торговаться на многомесячных минимумах. На неделе были очень слабые данные по розничным продажам, что стало следствием как ослабления покупательной способности граждан из-за слабого курса фунта, так и негатива от переговоров по Брекситу. Т.е. выход еще не состоялся, а экономика Великобритании уже терпит убытки.
Слабость доллара наблюдалась по широкому спектру валют, что дополнительно говорит о продолжении долгосрочного тренда, обусловленного общим разочарованием от перспектив ужесточения американской монетарной политики.
Опять укрепился китайский юань. За общим длинным трендом как-то незаметно прошло достаточно революционное падение волатильности торгов юанем.
Это связывают с прошедшим в апреле реформы торгов. Редко в последнее время так успешно заканчиваются реформы.
Биткоин закончил пятницу у верхов, но нового максимума нет уже вторую неделю. Скорее сила криптовалют в последние месяцы держалась на слабости доллара. И главная проблема – нарастание сложности вычислений никуда не девается. И даже, напротив, начала расти по экспоненте.
С этой точки зрения последние изменения стандартов блоков просто оттягивание конца.
Российский рубль в целом укреплялся синхронно с группой товарных валют.
Инфляция в РФ вернулась на нулевой уровень после трех недель дефляции. С начала года инфляция составила 2,2 процента. Из макростатистики можно отметить только золотовалютные резервы, которые не растут уже вторую неделю подряд. Не в этом ли причина нырка рубля ниже 59 уровня?
На мировых площадках продолжают царить соображения умеренного снижения курса доллар.
Но агрессивный обвальных сценариев мало кто ждет.
Облигации
Несмотря на снижение долларового индекса, американские длинные облигации несколько подросли.
Это говорит о сохранении тревожных ожиданий и бегстве мировых капиталов в качество на фоне тревожных ожиданий на сентябрь.
Аналогичные изменения и по бумагам в других регионах земли. Впрочем, изменения и там небольшие. В этих условиях главным движением недели стало падение доходности японских бумаг, которые случилось без соответствующих движений по иене и акциям. В результате уперлись в многолетие минимумы, что впору показывать на недельном графике.
Тем самым облигации не подтверждают наметившееся в летние месяцы ускорение инфляционных показателей в Японии. Да и общее остывание экономики всплеска начала года продолжается.
Как уже говорилось ранее, главным событием недели стала конференция в Джексон-Хоуле.
Ее значение для рынков стало очень большим после того, как несколько лет назад бывший председатель ФРС Б.Бернанке (по кличке вертолетчик) именно на этой конференции объявил о начале QE2, что стало реперным событием того года. С этих пор каждый год все также ожидают каких-то судьбоносных решений к этому моменту. Мол, люди отдохнули, у них появились новые силы, и как раз время замутить что-то крупненькое. Но годы идут, а ничего нового каждый раз с этих пор не было. Самое время разочароваться и начать игнорировать это изначально сборище чистых теоретиков, как изначально предполагалось миссией этой конференции Центробанков. Но в текущем году ожидания были особенно высоки, поскольку аккурат на последнем заседании сама Д Йеллен намекала, что в сентябре пора начать разгрузку баланса ФРС. Поэтому сбыло амое время сказать в Джексон Холле что-то конкретненькое. Мол, объем сброса бумаг в месяц будет в таком-то диапазоне, или сроки будут тогда-то. Откуда и такой ажиотаж в преддверии события.
Ан нет. Вечер так и остался томным. Д Йеллен рассказала много чего, но все не тему, что и стало главным сюрпризом события. Например, она посетовала, что в последние годы присутствие алгоритмических трейдеров стало «колоссальным». Это делает поведение рынков иррациональным. Или говоря по-другому, не поддающему регуляции Центробанков, что достаточно самокритично.
Значительная часть речи была достаточно примитивной пропагандой и зомбированием. Так отмечалось, что финансовая система стала намного более устойчивой, что она прямо приписала своим заслугам. «Результаты экономического исследования говорят о том, что ключевые реформы, через которые мы прошли, серьезно усилили устойчивость финансовой системы и не снизили доступность кредита и экономический рост", - заявила Йеллен. Указано, что способность выдержать возможное сокращение баланса ФРС значительно возросла. Откуда последовал вывод, что сокращать меры, принятые еще при администрации Б. Обамы, надо очень осторожно.
Последний тезис вызвал большое внимание уже не со стороны экономистов, а политологов, которые усмотрели нежелание Д. Йеллен пойти на сотрудничество в Д Трампом, который, наоборот, хотел что-то стимулирующее от ФРС. Особенно по вопросу текущего регулирования банков, которое текущая администрация Д. Трампа хочет ослабить.
Напомним, что в 2010 году на массовом возмущении общества от ипотечного кризиса 2008 года были приняты законы (закон Додда-Франка), фактически возвращающие правило Волкера о разграничении инвестиционной и кредитной деятельности банков. И банки все это время мечтают отменить навязанное им регулирование. И в лице нынешнего президента США они сейчас нашли явного союзника.
Тем самым резко сократились шансы, что Д. Трамп поддержит переизбрание Д Йеллен на новый срок. И дело даже не в простом желании текущего американского президента. Ведь де-факто эти изменения сейчас лоббируются банками, а это очень большая сила. И против этой силы неожиданно оказалась глава ФРС.
Еще до Джексон-Хоула Bank of America-Merrill Lynch провел опрос, где выяснилось, что главные угрозы текущего момента заключаются именно в политике (в опросе указано ошибки) ФРС.
После конференции думаю, эти опасения усилились.
Опрос Bank of America-Merrill Lynch также показал, высокие опасения краха рынка облигаций. 28% опрошенных заявили, что они больше всего опасаются коррекции на бычьем рынке, которая наметилась с момента мирового финансового кризиса. Обвал рынка облигаций может также вызвать проблемы на фондовом рынке.
В конце недели удивило рейтинговое агентство Fitch. Оно пообещало, что «если лимит государственного долга не будет своевременно повышен до наступления так называемого «дня X», Fitch пересмотрит суверенный рейтинг США, что может привести к негативным последствиям», - говорится в сообщении. Напомним, что если лимит не будет повышен до 29 сентября, то госучреждения останутся без финансирования. С учетом летних каникул Конгресса, которые завершатся 5 сентября, у обеих палат есть лишь чуть более 10 рабочих дней, чтобы принять решение.
При этом агентство отмечает, что возможная приостановка работы правительства, которая произойдет, если Конгресс не увеличит лимит госдолга, не повлияет на суверенный рейтинг США. «Приостановка работы правительства не окажет прямого влияния на «ААА» рейтинг США, но покажет, как политические разногласия создают проблемы для бюджетного процесса», - сказано в пресс-релизе.
Кроме того, это может привести к обвалу фондового рынка и росту процентных ставок, что повлечет за собой рецессию, предупреждает Fitch. На данный момент госдолг США приближается к отметке в 20 трлн долларов, что превышает 100% ВВП страны. Напомним, что с 1961 года потолок госдолга США повышался 78 раз.
Товары
Товарная группа слабо изменилась за неделю. Небольшой остаточный рост прослеживался по металлам.