На прошлой неделе мир пристально следил за состоянием здоровья американского президента Дональда Трампа, заболевшего коронавирусом. Казалось, под угрозой не только дальнейшие дебаты, но и сами президентские выборы, назначенные на 3 ноября. Однако, по сообщениям в СМИ, состояние здоровья Трампа стремительно улучшается, он уже вернулся в Белый дом и в скором времени собирается возобновить официальные встречи.
Тем временем предвыборная гонка не стоит на месте: 8 октября в США состоялись дебаты вице-президентов - от республиканцев выступил Майкл Пенс, со стороны демократов - Камала Харрис. По оценкам экспертов, они прошли гораздо спокойнее и ровнее, чем предшествующие президентские дебаты. На этот раз республиканский кандидат выступил несколько убедительнее, в целом, Трамп всё ещё отстаёт от Байдена. Недавно действующий президент отказался от участия в дальнейших предвыборных дебатах, если они будут проводиться в удаленном формате. "Я не буду в этом участвовать и тратить на это время", - заявил он в интервью для Fox Business.
Пока Америка готовится к выборам, самое время посмотреть, какие последствия ждут нашу экономику, если переизберётся Трамп?
Прежде всего следует отметить, что у России небольшой торговый оборот с США - $26 млрд в 2019 году - поэтому американские санкции, действующие в отношении России на данный момент, не представляют такой угрозы для российской экономики, как европейские. Они касаются, в основном, отдельных лиц и компаний, а также Крыма, который власти США по-прежнему считают аннексированным. В Крыму действуют санкции против более 300 компаний и предприятий, запрещены экспорт и импорт товаров между США и полуостровом и американские инвестиции на его территории. Однако в случае введения новых санкций последствия для России могут быть весьма неприятными - вплоть до отключения нашей страны от международной платёжной системы SWIFT.
Чтобы понять, насколько велика вероятность ужесточения антироссийских санкций, необходимо рассмотреть не только сценарии победы Трампа или Байдена, но обратить внимание и на переизбрание 1/3 состава Сената США. Если сохранится преимущество республиканцев в Сенате, они по-прежнему будут контролировать верхнюю палату Конгресса, тогда как нижнюю контролируют демократы. В случае победы демократов в Сенате - они будут контролировать весь Конгресс. Это важно, потому что тогда Демократическая партия сможет оказывать прямое влияние на решения президента.
Различие между подходами Трампа и Байдена к внутренней и внешней политике США существенно. Давайте посмотрим на сценарий развития после переизбрания действующего президента.
Трампу на нынешнем посту пришлось столкнуться с последствиями пандемии. В США уже более 7,5 млн заболевших и 211 тыс. умерших от коронавируса. В апреле уровень безработицы достиг рекорда за всю послевоенную историю - 14,7%. Трамп считает, что в ситуации с пандемией наибольшая угроза исходит от долгих локдаунов, которых он постарается не допустить, чтобы позволить экономике восстанавливаться быстрее. Наиболее важным для российской экономики фактором в программе Трампа стала поддержка традиционной энергетики. В 2017 году США даже вышли из Парижского соглашения по климату, посчитав экономические ограничения несправедливыми. Кроме того, президент всегда выступал за сокращение финансирования возобновляемой энергетики и за использование традиционной – угля, нефти, газа, мотивируя это, в том числе, защитой рабочих мест. Для России такая поддержка означает, что спрос на нефть и газ, а, соответственно, и их стоимость будут расти.
Немаловажно также, что в отношениях с Россией Дональд Трамп всегда выступал сдерживающим звеном и препятствовал введению серьёзных антироссийских санкций.
Другими поддерживающими факторами в его программе стали: обсуждение снижения налогов для среднего класса, что позитивно отразится на потреблении и фондовом рынке, а также план инвестиций в инфраструктуру на $1 трлн, что поддержит развитие промышленных компаний.
Сценарий победы Трампа и одновременное сохранение за республиканцами верхней палаты Конгресса, как пишут аналитики "ФИНАМ" в стратегии на четвёртый квартал (скачать), "мог бы поддержать рост американского фондового рынка (снятие неопределенности, мягкая налоговая политика), в выигрыше - нефтегазовый сектор, банки, средний бизнес. Для российского рынка это снизило бы риски заметного ужесточения санкций и в моменте могло бы способствовать укреплению рубля и росту акций".