InvestFuture

Взлеты и падения

Прочитали: 798 Аналитика QBF

10 марта 2019 года в воздушном пространстве Эфиопии произошла авиакатастрофа с участием лайнера Boeing 737 MAX 8, принадлежащего авиакомпании Ethiopian Airlines. За последние полгода это второй инцидент с самолетом данной модели: в октябре 2018 года крушение около о. Ява потерпел лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air. Катастрофа в Эфиопии вынудила более 25 авиакомпаний прекратить эксплуатацию самолетов данного типа и более 30 стран закрыть воздушное пространство для самолетов класса Boeing 737 MAX.

На открытии торгов 12 марта акции корпорации Boeing рухнули на 11%, что стало крупнейшим внутридневным снижением котировок с 2001 года. В течение двух дней после инцидента Boeing потеряла более $26 млн своей рыночной стоимости. По оценкам банков Bank of America Merrill Lynch и JP Morgan Chase, если Boeing под давлением ситуации прекратит выпуск лайнеров 737 MAX, то потенциальные потери авиаконцерна в 2019 году могут составить $2,4 млрд, а ВВП Соединенных Штатов в I квартале года сократится на 0,15%.

Последствия авиакатастрофы 10 марта для компании Boeing
Источник: BBC, CNN, The Wall Street Journal


Лайнеры серии 737 MAX были спроектированы как ответ на новую модель самолета Airbus A320 Neo. По сравнению со своим европейским конкурентом Boeing 737 MAX более автоматизированы, имеют более высокую дальность полета, потребляют меньше топлива. Первый опытный образец MAX 8 был выпущен в 2015 году, а первый полет на нем состоялся в 2016 году. Коммерческая эксплуатация самолетов MAX 9 началась в 2018 году, а лайнеров MAX 10 планируется на 2020 год.

Технические характеристики лайнеров модели 737 MAX
Источник: данные Boeing, расчет QBF


Лайнеры серии Boeing 737 MAX стали самыми продаваемыми за всю историю компании. На начало марта 2019 года число заказов на лайнеры превысило 5 тыс. ед. по всему миру, из которых большинство приходится именно на MAX 8. На данный момент было произведено и поставлено только 387 самолетов.

Крупнейшие заказчики самолетов Boeing 737 MAX 8
Источник: данные компаний, расчет QBF


При разработке новых самолетов 737 MAX была произведена замена двигателей на более мощные и эффективные, но с увеличенным диаметром турбины. Из-за их размера новые двигатели было невозможно установить на место прежних, поэтому они были вынесены и закреплены выше. Данная техническая особенность привела к тому, что центр тяжести у самолета был нарушен. Для исправления дефекта инженеры компании разработали специальную систему увеличения характеристик маневрирования (MCAS). Однако о данной новинке разработчики ничего не сообщили, и до индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний. Руководство Boeing знало о том, что конструктивные особенности моделей МАХ 737 изменили поведение самолета в воздухе и только эти системы могут помочь обеспечить безопасность полета. Тем не менее изначально сигнализация о неисправности датчиков системы MCAS устанавливалась на самолетах только по желанию заказчика в качестве дополнительной опции, причем за отдельную плату.

Согласно источникам The Wall Street Journal, эксперты, которые изучали данные черных ящиков, пришли к выводу, что 10 марта самолет Эфиопских авиалиний потерпел крушение именно из-за ошибки в работе системы MCAS. Ранее расследования показали, что инцидент с индонезийским лайнером произошел по аналогичной причине из-за сбоя элемента безопасности системы. В настоящий момент ФБР и прокуроры Минюста США инициировали расследование того, каким образом новые лайнеры Boeing были сертифицированы Федеральной авиационной администрацией США (FAA).

После последней катастрофы в официальном сообщении компания Boeing заявила, что разработка обновления программного обеспечения для 737 MAX началась сразу после авиакатастрофы в октябре 2018 года. Теперь система MCAS вместе с обновлениями будет в обязательном порядке устанавливаться на каждый лайнер Boeing 737 МАХ. На данный момент обновленная программа прошла сотни часов испытаний и проверок на тренажере в ходе испытательных полетов с участием FAA и ФБР. Ожидается, что авиационная администрация может сертифицировать новую версию MCAS уже в ближайшие недели.

С 1 по 22 марта стоимость акций Boeing упала на 17,7% с $440 до $362 за акцию, что привело к снижению капитализации компании более чем на $40 млрд. По оценкам Bank of America Merrill Lynch, потенциальные потери авиаконцерна в 2019 году в части выручки и прибыли могут составить $2,4 млрд, если компания будет вынуждена приостановить производство самолетов или если авиакомпании начнут отменять свои заказы. И хоть сейчас самолет не слишком распространен, его производство распланировано на годы вперед. Boeing получает предоплату заказов уже сейчас, а с учетом того, что стоимость одного самолета по предзаказу составляет $45-50 млн, эти доходы имеют для авиаконцерна существенное значение.

Стоит отметить, что приостановка полетов Boeing 737 MAX – это не первый подобный случай временного снятия самолетов с эксплуатации по соображениям безопасности. В 2013 году были приостановлены полеты лайнера Boeing 787 Dreamliner из-за возгораний аккумуляторных батарей. Инженерам удалось устранить неполадки: данная модель самолета до сих пор пользуется спросом, и число заказов на нее не снижается.

Таким образом, вероятно, что ситуация разрешится без значительных потерь для авиаконцерна, хотя скептики склонны утверждать, что проблемы Boeing могут вызвать проблемы у всей американской экономики. В частности, аналитики JP Morgan Chase считают, что на фоне инцидента увеличатся вложения в основные фонды, уменьшатся инвестиции и экспорт, что теоретически может привести к снижению ВВП США на 0,15% и замедлению темпов роста ВВП на 0,6%.

Несмотря на приостановку полетов и продолжающиеся расследования, Boeing не планирует замедлять или приостанавливать производство. Компанию не пугает тот факт, что авиакомпании Garuda Indonesia, VietJet и Kenya Airways заявили о возможной отмене своих заказов и рассматривают переход на самолеты Airbus. По сообщениям газеты Financial Times, французский авиаконцерн Airbus не обладает достаточными мощностями, чтобы заменить самолеты модели Boeing 737 MAX. Производственные мощности европейской компании уже загружены по максимуму для обеспечения поставок по уже существующим заказам.

По состоянию на конец февраля 2019 года объем заказов Airbus A320 Neo составлял около 5800 ед. С учетом того, что в месяц производится около 60 самолетов, компании понадобится десяток лет, чтобы выполнить свои заказы. В случае, если авиакомпании захотят переключиться с самолетов Boeing на Airbus, они будут вынуждены ждать своих заказов значительное время.

Динамика стоимости акций Boeing и Airbus
Источник: Investing.com, расчет QBF


Кроме того, переход от одних самолетов к другим влечет за собой необходимость переподготовки пилотов. Приборы и системы управления на самолетах Boeing и Airbus существенно отличаются друг от друга, а пилоты в обязательном порядке проходят сертификацию на одном из самолетов. Таким образом, пилоты не могут управлять тем типом самолета, на котором они не обучались, за редким исключением, когда обучались на обоих типах лайнеров. Помимо этого, эксперты отмечают и другие причины, по которым переход от одного производителя к другому является непрактичным шагом и невыгоден в качестве временной меры.

Поскольку в эксплуатации авиакомпаний находилось относительно небольшое количество самолетов модели 737 MAX, а запрет полетов произошел в период низкого сезонного спроса, в настоящий момент влияние инцидента на мировую гражданскую авиацию невелико. Большинство авиаперевозчиков смогли реорганизовать свою деятельность, найдя замену выведенным из эксплуатации самолетам 737 MAX.

Однако есть и такие авиаперевозчики, которые столкнулись с трудностями. В частности, Norwegian Airways пришлось использовать на трансатлантических маршрутах более крупные самолеты Boeing 787 за неимением других свободных, каждый из которых заменяет собой два самолета 737 MAX, что привело к изменению расписания полетов и объединению рейсов. В случае длительной приостановки полетов 737 MAX авиаперевозчики могут столкнуться с необходимостью продления сроков эксплуатации старых самолетов или расконсервации ранее выведенных из эксплуатации лайнеров, что значительно увеличит стоимость эксплуатации авиатехники и, соответственно, операционные издержки.

Динамика стоимости акций Boeing и американских авиакомпаний
Источник: Investing.com, расчет QBF


Альтернативным решением для авиакомпаний может стать аренда самолетов у лизинговых компаний на период высокой нагрузки. Это может быть аренда «под ключ» с экипажем, эксплуатацией и страховкой, которая обходится в $3,0-3,3 тыс./час за старые модели самолетов, или без экипажа и без эксплуатационных расходов по цене $230-300 тыс./месяц. Но даже это приведет к повышению операционных расходов перевозчиков.

Тем не менее, большинство экспертов склоняются к тому, что приостановка полетов лайнеров 737 MAX окажется временной и авиаконцерн сумеет достаточно быстро доработать и сертифицировать новое ПО. Вероятно, что Boeing также придется выплатить существенные компенсации, которые, однако, не повлияют на многомиллиардные финансовые показатели компании и ее стабильность.

Большой объем заказов на 737 MAX означает, что этот самолет имеет стратегическое значение не только для самой корпорации, но и для всей отрасли в целом, потому что компенсировать новые самолеты нечем. В случае, если решение проблемы затянется на более долгий срок, это может привести к негативным последствиям для экономики США, а также к неизбежному росту цен на авиабилеты вследствие увеличения эксплуатационных издержек.

Ксения Лапшина, младший аналитик QBF

Источник: QBF

Оцените материал:
(оценок: 37, среднее: 4.35 из 5)
InvestFuture logo
Взлеты и падения

Поделитесь с друзьями: