Одним из самых ожидаемых и крупнейших IPO этого года стало размещение китайского производителя электроники Xiaomi Corporation на Гонконгской бирже. 9 июля начались торги акциями компании, цена размещения составила 17 HKD. По итогам размещения капитализация одного из лидеров рынка смартфонов достигла $54 млрд. при объеме размещения в $4,72 млрд. 18 июля 2018 года акции Xiaomi достигли максимальной стоимости в 21,55 HKD. На протяжении первых 7 торговых сессий бумаги производителя электроники показывали преимущественно восходящий тренд. Однако впоследствии акции компании начали снижаться вслед за основным индексом Гонконгской биржи – Hang Seng на фоне конфронтации КНР и США в сфере международной торговли.
Динамика стоимости акций Xiaomi Corporation
Источник: Bloomberg LP
23 июля акции компании были включены в индекс Hang Seng Composite и ряд субиндексов Гонконгской биржи. Инвесторы позитивно оценили столь раннее включение акций Xiaomi в индексы, однако основное внимание инвесторов было приковано к первому финансовому отчету производителя после IPO. 22 августа компания опубликовала свои финансовые показатели за II квартал текущего года. Выручка Xiaomi выросла на 68,3% г/г до $6,8 млрд. При этом стоит отметить, что продажи смартфонов составили 58,7% от выручки компании. Чистая прибыль достигла $2,2 млрд. В географической разбивке на международные рынки пришлось лишь 36,3% выручки по сравнению с 24,3% годом ранее.
Основным рынком для компании на международной арене является Индия, где высокотехнологичные девайсы, реализуемые по низкой цене, помогли Xiaomi стать лидером рынка, потеснив корейского гиганта Samsung Inc. В мае текущего года компания начала экспансию в Западную Европу, что является положительным фактором для международной диверсификации компании, учитывая тот факт, что в ходе конференц-кола Xiaomi заявила о постепенном насыщении китайского рынка смартфонов. Руководство корпорации заявило о желании переключиться на смартфоны более высокого ценового сегмента, где уже присутствуют такие гиганты как Apple и Samsung.
Географическая структура выручки
Источник: Bloomberg LP
Участники рынка опасаются, что компания не сможет диверсифицировать свой продуктовый портфель, и производство смартфонов с низкой маржинальностью будет основным источником ее прибыли. Кроме того, на внутреннем рынке компания сталкивается с конкуренцией со стороны быстрорастущих производителей дешевых смартфонов, таких как Oppo и Huawei. Безусловно, на данный момент компания находится в активной фазе росте и в ближайшее время будет демонстрировать высокие темпы роста финансовых показателей.
Структура выручки по продуктам
Источник: Bloomberg LP
Давление на акции китайского производителя помимо ужесточения конкуренции на рынке Поднебесной оказывают внешнеторговые разногласия между США и Китаем. Дополнительным негативом для акций компании является девальвация китайского юаня, формирующего более 60% ее выручки, а также индийской рупии, которая является второй по значимости валютой для производителя. Среди рисков для корпорации сохраняются, во-первых, неопределённость относительно дальнейшего развития торговых отношений между США и КНР . Во-вторых, ужесточение конкуренции на китайском рынке может привести к снижению темпов роста выручки от продажи смартфонов. В-третьих, инвесторы скромно оценивают шансы закрепления Xiaomi на рынке смартфонов высокого ценового сегмента.
Тем не менее активная экспансия компании на международные рынки вкупе с дальнейшей диверсификацией продуктовой линейки помогут ей сохранить высокие темпы роста финансовых показателей в среднесрочной перспективе. Так, например, в планах производителя выход на стратегически значимый рынок США в 2019 году. Более того, восстановление индекса Hang Seng при нормализации торговых отношений между крупнейшими экономиками мира поддержит рост стоимости акций компании на Гонконгской бирже.
Гусейн Абдуллаев — младший аналитик QBF