InvestFuture

Западные компании ушли: что будет с российским рынком одежды

Прочитали: 3774

В России приостановили работу крупные иностранные производители и ритейлеры одежды. Причины в геополитике, сложности поставок и высокой неопределённости.

Казалось бы, для российских компаний это шанс занять весь рынок. Но и у них есть проблемы:

  • затруднен импорт тканей и материалов;

  • нехватка хлопка;

  • цены продолжают расти.

Вернутся ли иностранные компании?

Они были лидерами российского рынка. Например, в 2019 году Inditex (ITX) — бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho — занимал 3,9% оборота в стране, а H&M (HMB) – 2,3%.

Рис. 1 Лидеры российского рынка одежды по обороту за 2019 год. Источник: РБК

Рис. 1 Лидеры российского рынка одежды по обороту за 2019 год. Источник: РБК

Когда они вернутся, сказать сложно. Основные проблемы — в цепочках поставок и репутационных рисках. Контрагенты отказываются работать в России, цены трудно назначать из-за волатильности валют, а выручку от импорта сложно вывести из страны. Давление западной общественности тоже мешает вернуться. Например, Uniqlo столкнулись с негативом в соцсетях, и это повлияло на решение закрыться.

Поэтому возвращение может затянуться. Западные компании не так уж сильно желают опередить конкурентов и забрать долю рынка на фоне таких рисков. Тем более Россия — не ключевой рынок для большинства из них. Для H&M это 2,6% выручки, у Inditex – 8,5%.

При этом Inditex ранее заявляла, что «стремится открыть магазины, когда это будет возможно». И, похоже, освободившаяся доля рынка так и останется вакантной – российские компании тоже испытывают сложности.

А что не так у российских компаний?

Отечественные производители отмечают, что у них заканчивается товар, а новые партии под вопросом из-за логистических проблем. Также, по заявлениям компании 12 Storeez, 90% себестоимости изделий зависит от курса валют. Так что цены растут, и тренд поддерживает ажиотажный спрос, считают в ФАС.

В то же время, дорогие товары распродаются медленнее, и у компаний остаётся больше запасов. А потому ниже шанс увидеть дефицит, если очередная поставка задержится или сорвётся.

По той же причине производители покупают материалы впрок. При этом поставки уменьшились, отмечают производители, а текущих запасов должно хватить «примерно на полгода».

Параллельно цены на хлопок идут вверх по всему миру, фьючерсы торгуются выше десятилетних максимумов. Спрос в Китае растет, а предложение снижается из-за засухи в США. И все это усугубляется торговыми ограничениями для России.

Как рынок будет справляться с трудностями?

Основные поставщики тканей в Россию – Узбекистан, Китай и Турция. Они продолжают торговлю, все основные сложности — в цепочках контрагентов и курсах валют. На данный момент бизнес продумывает поставки из Турции и ОАЭ через Узбекистан с оплатой в рублях и юанях, говорят LegpromRF.

Российские власти, к счастью, не остаются в стороне от этой сложной ситуации. Ещё осенью 2021 года Правительство заявило, что с 2022 по 2024 годы будет поддерживать лёгкую промышленность на 2 млрд рублей ежегодно. Сейчас для отрасли могут разрешить параллельный импорт: компании будут ввозить товары без разрешения правообладателя, производителя или дилера. Нарушение международного авторского права «узаконят», хотя в будущем оно может негативно сказаться на индустрии.

Что ждет российский рынок одежды в ближайшее время?

Иностранные компании лидируют на российском рынке одежды. Но они вряд ли быстро вернутся в страну. Хотя в ситуации вокруг Украины намечается позитив, риски сохраняются. Сложности цепочек поставок накладываются на валютные и торговые ограничения. А репутационные потери могут ограничивать компании и дальше.

При этом российские компании не смогут быстро занять рынок. Они сильно зависят от импорта и курсов валют. Но поставки замедляются, расходы растут, а спрос остается высоким. Из-за этого цены продолжают поднимать.

С началом нового сезона мы увидим, как рынок справляется с трудностями и поддерживает предложение. Но пока ситуация не обещает быстрого возвращения к прежней жизни.


Журналист Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 35, среднее: 4.4 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Западные компании ушли:

Поделитесь с друзьями: