Российская арктика является стратегическим регионом для государства. Этот регион интересен из-за большого количества полезных ресурсов, залегающих в его недрах, большая часть которых еще даже не разведана. Также большой стратегический интерес представляет Северный морской путь, как кратчайший водный транспортный коридор между европейским и азиатским регионами. Раскрыть этот потенциал пытаются российские нефтегазовые и транспортные компании, о проектах которых мы и поговорим.
Новатэк (NVTK)
Новатэк занимается добычей газа, нефти и газового конденсата на полуострове Ямал. В настоящий момент 90% газа и 50% жидких углеводородов идет на продажу на внутреннем рынке, однако будущие перспективы Новатэка связывают именно с международными продажами СПГ. Так по прогнозам Morgan Stanley потребление СПГ к 2030 году увеличится на 25-50%, а цена вырастет примерно на 40%. Получается что СПГ нужно будет больше и стоить он будет дороже, что на руку компаниям, которые сейчас вкладываются в увеличение объемов его производства.
На данный момент Большие надежды возлагаются на два завода: Ямал СПГ и Арктик СПГ 2. Первый из них уже работает с 2018 года, второй только строится.
Ямал СПГ
Ямал СПГ - самый северный СПГ завод в мире, и это Новатэку только на руку, так как низкая температура окружающего воздуха только способствует процессу сжижения газа.
Проектная мощность завода составляет 17,4 млн. тонн СПГ в год, однако последние два года Новатэку удавалось производить на 10-15% сверх запланированного. Вклад Ямал СПГ составляет около 23% от всего проданного Новатэком природного газа.
СПГ проекты Новатэка заинтересовали иностранных инвесторов еще на этапе строительства, которое частично финансировалось Новатэком за счет продажи долей.
В итоге получился достаточно интересный набор акционеров, в которой вошла одна из крупнейших мировых энергетический компаний - Total (сейчас она уже называется TotalEnergies), а также китайские компании.
Арктик-СПГ 2
Это еще один завод по производству СПГ, который пока еще находится в стадии строительства. 28 октября представитель компании заявил о готовности проекта на 52%.
Проектная мощность будет чуть больше, чем у Ямал СПГ и составит 19,8 млн. тонн СПГ в год.
Доли в Арктик СПГ 2 также достались иностранным компаниям, где к уже знакомым именам добавился консорциум японских компаний Mitsui и Jogmec.
Интересный факт: летом прошлого года Уоррен Баффет вложился в несколько японских компаний, в числе которых была и Mitsui. Получается что Баффет немного проинвестировал и в Россию, хоть и косвенным образом!
Роснефть (ROSN)
Восток Ойл - большой проект по разработке группы нефтяных месторождений на полуострове Таймыр и севере Красноярского края. Причем нефть на этих месторождениях высокого качества, с низким содержанием серы, поэтому она может оцениваться даже с премией по отношению к Brent.
Проект поражает своими масштабами. Так разведанная ресурсная база в 6 млн. тонн нефти составляет около 40% всех разведанных российских запасов.
По прогнозам объем добываемой на проекте нефти будет постепенно расти и создаст ощутимую прибавку в объем добычи Роснефти.
Рис 3. Прибавка в добыче нефти за счет проекта Восток Ойл по отношению к уровню добычи 2019
Как и в случае с Новатэком, доли в проекте приобретают иностранные корпорации, такие как сингапурская Trafigura, швейцарско-нидерландская Vitol, а также нефтетранспортная компания Mercantile & Maritime.
В отличие от проектов Новатэка, Восток Ойл создан в первую очередь для добычи нефти, поэтому здесь появляется риск спроса. Будет ли нужно в 2030 году больше нефти, чем сейчас? Это большой вопрос.
Газпромнефть (SIBN)
Газпромнефть, как одна из самых технологичных российских и мировых нефтегазовых компаний первой и единственной стала развивать добычу на арктическом шельфе. Скважина Приразломная в Печорском море требует особых условий и тонкостей добычи, так как находится прямо в арктическом море.
Чем же так интересен арктический шельф с точки зрения энергоресурсов? По оценкам Минприроды около 40% всех арктических запасов углеводородов приходится на арктический шельф. А сколько точно их там находится на самом деле, никто точную цифру не назовет, так как есть еще огромный потенциал для разведывания.
Однако в случае с арктическим шельфом есть много технических и эксплуатационных сложностей, которые сильно повышают себестоимость добычи. По различным оценкам экспертов минимальный уровень цен на нефть, при котором добыча будет рентабельна составляет 70-100$ за баррель. Таким образом массовая добыча на арктическом шельфе может начаться только в двух случаях. Либо если будет долгосрочный период стабильно высоких цен, либо же компании придумают как понизить себестоимость.
Совкомфлот (FLOT)
На фоне развития нефтегазовых проектов встает вопрос транспортировки ресурсов из арктики и вспоминается Северный морской путь, по которому можно отправлять танкеры и газовозы на азиатские рынки.
Этим занимается компания Совкомфлот, которая управляет флотом из 136 судов, состоящем в основном из танкеров для перевозки нефти и газовозов. Компания примерно год назад вышла на IPO на Московской бирже. Для частных инвесторов размещение прошло не очень успешно, котировки упали со 105 до 96 рублей за акцию и в дальнейшем продолжили нисходящий тренд. На данный момент котировки находятся на уровне 85 рублей. Таким образом суммарное падение с момента размещения составило 19%. В чем же причина?
Дело в том, что компания разместилась на после трех кварталов с аномально высокими ценами на танкерный фрахт, что вызвало пиковый рост прибыли.
Рис 4. Цены на танкерный фрахт
По результатам 2 квартала Совкомфлот показал ожидаемо слабый отчет и котировки продолжили снижение. Однако это далеко не конец истории и настоящее раскрытие стоимости ожидает компанию в 2022-2025 годах, когда потребуется вывозить большие объемы нефти и СПГ с проектов Роснефти и Новатэка.
Рис 5. Контракты Совкомфлота на 2022-2025 годы
Таким образом идея в Совкомфлоте объединяет в себе крупнейшие нефтегазовые проекты в арктике и развитии Северного морского пути. Главное для этого инвесторам набраться терпения и подождать.
Сравнение компаний
Из всех упомянутых сегодня компаний наиболее дорогим является Новатэк, что не удивительно, учитывая такие высокие для нефтегазовой компании показатели рентабельности. Мультипликаторы Совкомфлота отражают падение прибыли в последнем квартале, но пока никак не закладывают будущий рост доходов после 2022 года. С точки зрения стоимостного подхода хорошим выбором выглядит Газпромнефть. Компания оценена ниже среднего по сектору, имеет комфортный уровень долга и приятную дивидендную доходность. Роснефть же подойдет тем, кто верит в светлое будущие нефти в ближайшие десятилетия и не боится государственного участия в компании.
Новатэк |
Роснефть |
Газпромнефть |
Совкомфлот |
|||||||
Средний темп роста выручки за 5 лет |
13,3 % |
7 % |
9,4 % |
3,2 % |
||||||
P/E |
16 |
9,5 |
7,2 |
59,2 |
||||||
P/S |
5,4 |
1 |
1 |
1,8 |
||||||
Операционная рентабельность |
26,1 % |
13,4 % |
14,6 % |
16 % |
||||||
Дивидендная доходность |
2,5 % |
4% |
9% |
8% |
||||||
Чистый долг / EBITDA |
0 |
2,2 |
0,7 |
4,1 |