АКВИНСКИЙ
Фома (1225–75) – итальянский богослов, представитель экономической мысли Средневековья. Его обширное сочинение «Сумма богословий» стало своего рода энциклопедией католицизма. Учение А. и поныне широко используется Ватиканом.
А. рассматривал такие экономические проблемы, как разделение труда, собственность, торговля, справедливая цена, процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Люди рождаются разными по своей природе, естественные различия обусловливают занятость крестьян физическим трудом, а привилегированных сословий – духовной деятельностью «во имя спасения остальных». Подобно античным мыслителям, А. ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.
В частной собственности А. видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения возникающих нужд, является естественным институтом человеческой жизни.
Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от Античности. В Средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т. е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой. С одной стороны, А. считает справедливыми цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой – доказывает правомерность отступления от этих цен, если они не гарантируют каждому участнику обмена приличного его рангу существования. Следовательно, с точки зрения А., справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.
С теорией справедливой цены тесно связаны рассуждения А. о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. А. был сторонником натурализации хозяйственной жизни и враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из разделов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.
В то же время, по мнению А., прибыль, получаемая купцами, не противоречит христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.
Отдавая дань времени, А. делает попытки найти компромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. А. трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника подарков, как бескорыстных, так и в благодарность за возможность использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.