InvestFuture

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Просмотры: 2489
Оцените материал:
(оценок: 38, среднее: 4.45 из 5)

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

форма безвозмездного предоставления денежных средств на развитие народного хозяйства, на общественные, социально-культурные мероприятия, оборону и др. из государственного бюджета.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

безвозмездное предоставление бюджетных средств предприятиям и организациям для осуществления их деятельности. В условиях рыночной экономики, самофинансирования оно сокращается, в то же время является важным средством развития науки, культуры, образования, здравоохранения, а также других отраслей, отдельных регионов.

Словарь по экономической теории

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение из государственного или местного бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

Современный экономический словарь. 2-е изд.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, бюджетам низшего уровня для полного или частичного покрытия их расходов, а также для осуществления государственных заказов, выполнения государственных программ, содержания государственных организаций для достижения общегосударственных целей. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета "Целевые финансирование и поступления". В зависимости от того, за счет каких средств образованы указанные источники целевого финансирования, записи производятся в корреспонденции со счетами учета денежных средств или "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В дебет счета "Целевые финансирование и поступления" с кредита соответствующих счетов списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия.

Большой бухгалтерский словарь

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

англ. budget financind) – предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете. Ф.б. – одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федер., регион. и местных бюджетов. Ф.б. осуществляется в соответствии с установл. принципами путем использования спец. форм и методов предоставления бюдж. средств; в ходе Ф.б. действует гос. фин. контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием ден. средств (см. Контроль финансовый). Принципы Ф.б. можно подразделить на: общие, касающиеся всех бюджетополучателей; частные, определяющие порядок предоставления бюдж. средств пр-тиям, орг-циям и учр-ниям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хоз-ва. К общим принципам в России относят: соблюдение законности финансирования (отпуск бюдж. средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи); целевой характер предоставления бюдж. средств (см. Целевое финансирование); выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущ. ассигнований бюджетных. К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюдж. средства. Так, для бюдж. учр-ний действует принцип зависимости объема финансирования от установл. норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам (см. Сметное финансирование). Бюдж. средства могут предоставляться в след. формах финансирования: ассигнования различного рода (на содержание бюдж. учр-ний; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по гос. и муницип. контрактам; на осуществление отд. гос. полномочий, передаваемых на др. уровни власти; и др.); трансферты населению и нижестоящим бюджетам; бюдж. кредиты юридич. лицам (в т.ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.); инвестиции; ссуды, дотации, субвенции, субсидии; средства на обслуживание долговых обязательств; кредиты иностр. гос-вам и др. Российская система Ф.б. в 90-е гг. претерпела существ. изменения по сравнению с системой быв. СССР: значительно сокращены объемы бюдж. дотирования пр-тий на основе совершенствования механизма дотирования – бюдж. средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определ. время; деятельность конкретных пр-тий финансируется в рамках целевых программ; средства выделяются в пределах бюдж. обязательств, призн. органом, исполняющим бюджет, и установл. лимитов; введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности. Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса пртия, орг-ции, учр-ния. Напр., финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотр. в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установл. им гос. (муницип.) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установл. порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины. Ф.б. казенных пр-тий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития, соглас. с Минвом эконом. развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным пр-тиям выделяются из бюджета на: выполнение гос. инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов соц. инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и т.д. Неиспольз. бюдж. средства по истечении года казенные пр-тия обязаны возвращать в бюджет. По гос. и муницип. унитарным пр-тиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерч. началах, Ф.б. частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюдж. средства предоставляются негос. коммерч. пр-тиям, выигравшим конкурс инвестиц. проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержд. по бюджету на соотв. год. На платной и возвратной основах финансируются специфич. мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов. К ним относятся: мероприятия по гос. поддержке завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравн. к ним местности с огранич. сроками завоза; расходы по формированию федерального продовольств. фонда; мероприятия, связ. с обеспечением агропромышл. комплекса машиностроит. продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга); расходы на пополнение фонда льготного кредитования; меры по оказанию краткосрочной финанс. поддержки пр-тий, осуществляющих структурную перестройку производства или экспортирующих продукцию обрабатывающей пром-сти и т.п. Заемщиками бюдж. средств выступают российские пр-тия и орг-ции, являющиеся юридич. лицами, за исключением пр-тий с иностр. инвестициями, а также органы исполнит. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. За несвоеврем. возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов взимается штраф в установл. размерах. Бюджетное финансирование может распространяться и на негос. коммерч. орг-ции, осуществляющие новое стр-во, технич. перевооружение и реконструкцию своего произ-ва. Однако им бюдж. средства на федер. уровне выделяются только по решению Правительства РФ, принимаемому исходя из экономич. обоснования, при наличии необходимой проектно-сметной документации и положит. экспертизы, и лишь при условии обеспечения участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах этих орг-ций. Такое участие и увеличение доли собственности госва достигается путем передачи в федер. собственность по номинальной стоимости дополнит. пакетов акций (паев) на сумму предоставл. бюдж. средств. Подобным же образом решаются вопросы с бюдж. финансированием негос. пр-тий и на региональном, а также муниципальном уровнях с выделением средств из соотв. бюджета. Методы Ф.б., отражающие расходование бюдж. средств, включают: списание ден. средств с единого счета бюджета в размере подтвержд. бюдж. обязательства в пользу физич. и юридич. лиц; зачет ден. средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет). Совершенствованию Ф.б. в России будет способствовать переход к бюдж. субсидированию коммерч. пртий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и отбора наиболее эффективных вариантов инвестирования бюдж. средств. Такой способ позволит России реально решить вопрос о возможности долевого участия гос-ва и хозяйствующих субъектов в покрытии определ. видов расходов. При перестройке Ф.б. учитывается опыт, накопл. мировой практикой инвестирования ресурсов в обществ. произ-во (так, в Японии отдают предпочтение финанс. поддержке экономически сильных, а не слабых пр-тий, к-рые благодаря бюдж. субсидиям получают возможность для значит. рывка вперед). Ф.б. должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социальнокультурного обслуживания населения, с другой – для достижения оптим. структуры отраслей с учетом соц. приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления ден. средств точно соответствовали требованиям Ф.б., чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоеврем. и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая Ф.б., – не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущ. в управлении гос. и муницип. финансами, в т.ч. из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, к-рые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюдж. доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в Ф.б. может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов (см. Исполнение бюджета).

Финансово-кредитный энциклопедический словарь