ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
monetary policy) совокупность решений центрального банка относительно предложения денег.
monetary policy) совокупность решений центрального банка относительно предложения денег.
совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики
воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
Действия, предпринимаемые советом управляющих Федеральной резервной системы с целью оказания влияния на денежную массу или процентные ставки в экономике.
совокупность организационно-финансовых мероприятий и методов, направленных на регулирование экономического развития, сдерживание обесценивания денежных средств и обеспечение равновесия платежного баланса.
совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.
форма вмешательства государства в экономику, представляющая собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного спроса.
Действия Федеральной резервной системы с целью оказания воздействия на наличие и стоимость денег и кредита как средств оказания помощи в целях содействия высокому уровню занятости, экономическому росту, стабильности цен и наличию устойчивого характера международных сделок.
совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
политика государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости путем регулирования объема и структуры внутреннего денежного обращения и величины официальной учетной ставки, нормы обязательного резервирования, операций государства на открытом рынке.
представляет собой совокупность мер, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере для обеспечения стабильности цен, эффективной занятости и роста реального объема ВНП. Ее основными инструментами являются: изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансисирования ЦБ ( учетной ставки ) и операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов.
совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста (см. Экономический рост), сдерживание инфляции (см. Инфляция), обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса (см. Платежный баланс). Инструментами Д.-к. п. являются: изменение нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам; и операции на открытом рынке, когда Центральный банк осуществляет куплю или продажу. государственных ценных бумаг (см. Кредит государственный).
Решения Совета управляющих Федеральной резервной системы (Federal Reserve Board), относящиеся к денежной массе (money supply). Чтобы ускорить экономический рост, ФРС может стимулировать предложение кредитных ресурсов со стороны сферы банковской деятельности путем проведения операций на открытом рынке (open market operations) либо может снизить долю отчислений в обязательные резервы для банков - членов ФРС или свою учетную ставку (discount rate), по которой банки заимствуют средства у ФРС из фонда избыточных резервов. Если же экономический рост происходит слишком быстрыми темпами и встает проблема ускорения роста инфляции, то ФРС может изъять деньги из банковской системы, повысив уровень отчислений в обязательные резервы или повысив учетную ставку, и, таким образом, способствовать сокращению темпов экономического роста. Другие инструменты кредитно-денежной политики варьируют от избирательного контроля за предложением кредита до простого, но очень эффективного "воздействия убеждением" (moral suasion). Кредитно-денежная политика отличается от налогово-бюджетной политики (fiscalpolicy), которая проводится путем контроля за уровнем государственных расходов и налогообложения. Обе политики нацелены на контроль уровня экономической активности; об их успешности должны свидетельствовать такие факторы, как объем промышленного производства, уровень занятости и уровень цен.
(monetary policy) Использование правительством или центральным банком процентных ставок или контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно-кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или желаемых темпов роста производства, уровня цен, валютного курса или состояния платежного баланса. Методы денежно-кредитной политики заключаются в установлении ставки процента, взимаемого центральным банком, в продаже и покупке ценных бумаг для контроля за динамикой денежной массы и в изменении норм обязательных резервов для банков и других финансовых институтов. Центральный банк может оказать влияние на процентные ставки коммерческих банков как в результате операций на открытом рынке (open market operations) – с их помощью у банков появляется стимул к заимствованиям по собственной ссудной ставке самого Центрального банка, так и благодаря эффекту объявлений (announcement effects) об изменениях минимальной ссудной ставки Центрального банка – рынки рассматривают их в качестве заявлений о прогнозах и целях властей. Денежно-кредитная политика, влияя на издержки и доступность кредитов, воздействует тем самым на реальную экономику и посредством этого на инфляцию, международное движение капитала и, следовательно, на валютный курс. Официальные заявления Центрального банка и правительства по монетарным и другим экономическим вопросам могут быть эффективны для усиления практических мероприятий денежно-кредитной политики, но не являются их заменой.
Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.
В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.
Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.
В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.
Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.
В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.
Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».
В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.