Джентльменское соглашение
См. Соглашение джентльменское
Гиперонимы | СОГЛАШЕНИЕ |
См. Соглашение джентльменское
принятое в международной практике наименование договора, заключенного в устной форме. Международное право не требует для договоров и соглашений обязательной письменной формы, но в любом случае необходимо следовать принципу - договоры должны соблюдаться.
международное соглашение, заключенное в устной форме без соблюдения формальностей, обычных при заключении международных договоров. Заключая джентльменское соглашение, стороны исходят из того, что взятые ими обязательства будут выполнены «по-джентльменски», то есть в силу данного слова.
неофициальное, неформальное хозяйственное соглашение между предпринимателями, предусматривающее совместные действия с целью получения дополнительной (монопольной, спекулятивной) прибыли. Поскольку джентльменское соглашение не соответствует действующему законодательству, оно не оформляется документом, существует как устная договоренность. Джентльменское соглашение заключается преимущественно между однотипными и относительно одинаковыми по размерам фирмами на короткий срок. Используется как инструмент ограничения деловой практики.
Широкое распространение джентльменское соглашение получило во второй половине XIX в. с зарождением монополистических тенденций в экономике. Оно является основой простейших монополистических образований вроде пулов, рингов и др.
соглашение двух и более сторон, заключенное без соблюдения официальных формальностей, обычно в устной форме или подписанное (парафированное) инициалами участников.
Д. с. были вызваны к жизни необходимостью консолидации усилий предпринимателей в борьбе с рыночной конкуренцией и явились низшей формой монополистического объединения.
Наибольшее распространение Д. с. получили в США в связи с антитрестовским законодательством, в соответствии с которым устанавливался контроль за содержанием официально зарегистрированных монополистических договоров. Юридически не оформленное Д. с. могло не стесняться рамками законодательных ограничений и получило возможность включать в условия договора любые положения, при этом стороны Д. с. не подвергались риску быть обвиненными в нарушении свободы рыночной конкуренции.
Как раньше, так и теперь Д. с. заключаются между однородными фирмами, находящимися в сравнительно равных условиях. Предметом соглашения обычно служат цены, квоты, сферы влияния, клиентура, распределение заказов и т. п. в целях получения наивысшей прибыли.
Д. с., как правило, являются секретными и кратковременными. Однако международные Д. с., скрываясь от общественного мнения, отнюдь не носят кратковременного характера. Напротив, для них характерны длительные экономические связи и прочные контакты между монополистами разных стран.