Эмиссия ценных бумаг
выпуск новых ценных бумаг в обращение.
выпуск новых ценных бумаг в обращение.
А. Выпуск в обращение акций, сертификатов, облигаций и других ценных бумаг.
Б. Ценные бумаги одного выпуска.
Эмиссия ценных бумаг - установленная в законодательном порядке последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
выпуск в обращение акций, сертификатов, облигаций и других ценных бумаг любыми эмитентами, включая государство, кредитные учреждения, акционерные компании.
Выпуск в обращение акций, облигаций, других долговых обязательств, осуществляемый торгово- промышленными компаниями, кредитными учреждениями и иными предприятиями.
единовременный выпуск в рыночный оборот достаточно больших партий унифицированных долговых обязательств – акций, облигаций, казначейских обязательств, коммерческих бумаг, ипотек и др., осуществляемый торгово-промышленными компаниями, кредитными учреждениями, правительствами и местными органами власти. Цель Э.ц.б. – концентрация средств путем займа у большого количества кредиторов, которым полагается стать покупателями, а затем держателями ценных бумаг.
выпуск в обращение акций, облигаций и других долговых обязательств, осуществляемый торгово-промышленными компаниями, кредитными учреждениями и государством. Открытая Э.ц.б. -размещение ценных бумаг среди всех желающих. Закрытая Э.ц.б. -размещение ценных бумаг среди ограниченного круга инвесторов. Э.ц.б. включает- принятие решения о выпуске ценной бумаги, ее регистрацию, разработку проспекта эмиссии, его регистрацию, опубликование (при открытой Э. ц.б.), продажу ценной бумаги первым инвесторам (выпуск), регистрацию отчета о результатах эмиссии.
выпуск в обращение акций, облигаций и других долговых обязательств.
Эмиссия ценных бумаг и размещение их среди конечных инвесторов производится либо непосредственно эмитентом, либо через эмиссионный консорциум с участием ряда кредитных учреждений. Такая эмиссия ценных бумаг включает: заключение соглашения между эмитентом и консорциумом, определение способа передачи последнему выпущенных ценных бумаг (покупка или на комиссионных началах), порядок размещения среди инвесторов. Консорциум осуществляет размещение ценных бумаг среди инвесторов несколькими способами: объявление публичной подписки; размещение среди заранее определенного круга инвесторов; реализация через фондовую биржу и внебиржевой оборот.
установленная Законом о рынке ценных бумаг № 39-ФЗ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Закона № 39-ФЗ). В Законе № 39-ФЗ определены:
— процедура эмиссии и ее этапы (ст. 19);
— правила регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст. 20);
— основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст. 21);
— общие требования к проспекту эмиссии (ст. 22);
— требования к информации о выпуске ценных бумаг, раскрываемой эмитентом (ст. 23);
— условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг (ст. 24);
— требования к отчету об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст. 25);
— условия и последствия приостановления выпуска эмиссионных ценных бумаг и признание его несостоявшимся, в том числе при недобросовестной эмиссии (ст. 26);
— особенности эмиссии акций кредитными организациями (ст. 27).
выпуск ценных бумаг в обращение, в т.ч. продажа ценных бумаг их первым владельцам гражданам или юридическим лицам. Эмиссия осуществляется: при учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей; при увеличении размера первоначального уставного капитала акционерного общества путем выпуска акций; при привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами, органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств. Выпуск акций для размещения среди учредителей акционерного общества осуществляется в соответствии с Положением об акционерных обществах. При учреждении акционерного общества уставный капитал должен быть распределен между учредителями полностью. Наличие в момент учреждения акционерного общества акций, предполагаемых к размещению путем открытой подписки, не допускается. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ может осуществляться в следующих формах: частное размещение без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного числа инвесторов (до 100 включительно) во все времена обращения данных ценных бумаг и на сумму не более 50 000 000 рублей; открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально не ограниченного числа инвесторов и на сумму более 50 000 000 рублей. В случае, если круг инвесторов ценных бумаг одного вида, выпущенных ранее методом одного частного размещения, предполагается расширить более 100 инвесторов либо в случае дополнительного выпуска ценных бумаг того же вида, при котором общий объем средств от их реализации превысит 50 000 000 рублей, эмитент и инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу его ценных бумаг, обязаны опубликовать и зарегистрировать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытой продажи ценных бумаг.
Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа.
1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам.
3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.
4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими. Во-первых, это формирование начального капитала акционерного общества при его создании. Во-вторых, внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг. В-третьих, реорганизация или преобразование самой организации. В-четвертых, изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами. И последнее - самое важное – привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.
Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в российской практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.
Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.
IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.
Вторичное – размещение дополнительных выпусков.
Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.
Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, - эмитент.