Жизненный цикл принятия новой технологии
весь цикл разбивается на пять специфических стадий: потребители-новаторы (эту группу потребителей называют ?технологическими энтузиастами?). Это небольшой отрезок времени, когда появляется новшество в виде опытных образцов и первых партий. Рассматривается отношение к нему первых потребителей - новаторов (технических энтузиастов). По доле в общем объеме продаж - это 2,5%; 2) ранние последователи (на этой стадии группу потребителей называют ?стратегами? или ?провидцами?). Здесь на более продолжительном и более объемном участке (12,5%) новшество отрабатывается и запускаются партии товаров, начинается мелкосерийное производство. В совокупности, первая и вторая стадии составляют так называемый ?ранний рынок? (16% всего объема); 3) раннее большинство (здесь группу потребителей называют ?прагматиками?). Это солидный участок рынка в 34%; 4) позднее большинство (группа потребителей ?консерваторов?). Продукт уже отработан и надежен, цены определены и снижаются. Это также большой объем рынка в 34%. В совокупности третья и четвертая стадии составляют ?основной рынок? с очень большим объемом продаж в 68%; 5) инертная часть (эту группу потребителей называют ?скептиками?). Продукт уже прошел все возможные этапы отработки, цены умеренные, надежность высокая. Инертные потребители, составляющие 16%, чтобы решить свои проблемы развития, последними приобретают продукт. (Подобная схема описана в ряде публикаций, в том числе и у Мура Джеффри. [57]