Метод экспертных оценок
метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.
методы принятия управленческих решений, применяемые в условиях дефицита информации. Они наиболее хорошо подходят для умеренно-стохастических и стохастических ситуаций. Сущность этих методов заключается в том, что решение принимается посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы
название метода быстрого поиска решений, основанного на их генерации в процессе "мозговой атаки", проводимой группой специалистов, и отбора наилучшего решения, исходя из экспертных оценок. Такой метод используется для экспертного прогнозирования путем специальной организации системы сбора и квалифицированной математической обработки экспертных оценок.
это комплекс логических и математико-cтатистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д. Наибольшее распространение получили методы экспертных оценок при осуществлении: - анализа и прогнозирования национальных и мировых товарных рынков; - анализа эффективности работы изучаемой организации; - формирования однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента; - выбора из всех параметров анализируемого изделия главных свойств и ранжирование их по степени значимости для конечного результата; - выбора из всех параметров анализируемого изделия или отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат; - определения ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика.
метод комиссии заключается в том, что на базе совокупности индивидуальных мнений экспертов находится самое объективное, обоснованное мнение по решению вопроса; метод мозгового штурма (или метод коллективной генеральной идеи) — при помощи этого метода получают новые идеи, оцениваются новые гипотезы и развитие какого-то последующего явления. Сущность метода мозгового штурма — в решении двух задач творческого генерирования новых идей, анализа и оценки предложенной идеи. Для решения этих двух задач образуются две группы экспертов: в первой группе — генераторы идей; во второй — аналитики, которые критически рассматривают идеи, мысли (высказанные первой группой), отбирают наиболее ценные из них; метод Дельфи заключается в последовательном анкетировании экспертов и выявлении преобладающего суждения специалистов по какому-то вопросу. Характерным является отсутствие контактов экспертов и коллективных обсуждений и многотуровый опрос экспертов. На первом этапе при помощи ранжирования явлению дается количественная оценка. Затем экспертам предоставляются для анализа обоснованные анонимные выводы других экспертов по данному вопросу и разрешается дополнить своим мнением первоначальную анкету. Во втором туре полученные «средние» мнения экспертов сообщаются и проводится третий тур, после третьего тура ответы экспертов не изменяются, а опрос может быть прекращен; метод эвристического прогнозирования отличается четким теоретическим обоснованием, выяснением компетентности экспертов и алгоритмом обработки полученной информации; метод обобщения независимых характеристик состоит в том, что о наблюдаемом объекте дают независимые оценки различные люди. Под обобщением характеристик подразумевается здесь не их суммирование для нахождения средних тенденций, а подробный анализ и синтез различных характеристик, в ходе которых отбрасывается все несущественное.