НАЛОГ НА ИМПОРТ
налог, кроме НДС, уплачиваемый за товары, подлежащий уплате при пересечении таможенной границы.
налог, кроме НДС, уплачиваемый за товары, подлежащий уплате при пересечении таможенной границы.
применяемый в системе национальных счетов термин, обозначающий налоги на продукты (кроме НДС), которые подлежат уплате, когда товары поступают на экономическую территорию, пересекая фактическую или таможенную границу, или когда услуги оказываются резидентам нерезидентами.
англ. import tax) – вид налога, определяющий меру гос. регулирования внешней торговли. Объект налога – таможенная стоимость товаров в пересчете на нац. валюту по установленному курсу либо определенное колво товара, измеряемое в весовых или количественных единицах. Существует в форме ввозных пошлин, поступающих в доход гос. бюджета. Ввозные пошлины включаются в цену товара, тем самым удорожая их и препятствуя их проникновению на внутренний рынок, что способствует развитию нац. произ-ва. Кроме того, Н. на и. используется в фискальных целях. В условиях развитых рыночных отношений ввозные пошлины становятся средством конкурентной борьбы стран за господство на мировом рынке, за сферы приложения капитала, орудием экономич. давления на слаборазвитые и развивающиеся страны. Высокие ввозные пошлины обеспечивают монополиям сверхприбыль и дают возможность осуществления демпинга. В совр. условиях Н. на и. является важным инструментом гос. регулирования движения товаров во внешней торговле. Изменяя уровень ставок ввозных пошлин, вводя новые, отменяя старые на отд. товары и группы товаров, госво воздействует на произ-во аналогичных товаров внутри страны. Развитые страны используют Н. на и. для проведения как наступательной, так и оборонительной торг. политики, осуществляют дискриминацию, создают замкнутые экономич. группировки. Ввозные пошлины как средство гос. регулирования остаются предметом серьезных конфликтов между США, странами Западной Европы, Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии. В результате возникали т.н. таможенные войны (куриная, автомобильная, винная, стальная, текстильная, обувная и т.д.). Неоднократно предпринимались попытки отрегулировать уровень ввозных таможенных пошлин в основном с целью их снижения. Так, в 1947 по инициативе США заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) с целью сокращения ввозных пошлин. В 1979 предусматривалось снижение ввозных пошлин в среднем на 25–30% на 8 лет для стран, подписавших соглашение. Интеграционные процессы в развитых странах привели к созданию экономич. союзов (Европейское экономическое сообщество, Европейская Ассоциация свободной торговли) и отмене ввозных таможенных пошлин сначала внутри этих группировок, а затем и между ними. С 1 янв. 1980 установлен беспошлинный ввоз товаров в страны ЕЭС из 57 развивающихся стран в соответствии с Конвенцией Ломе 1979. Развив. страны используют Н. на и. для укрепления нац. экономики, получения бюджетных доходов (его доля в нац. бюджетах колеблется в пределах 20–50%). В России использование ввозных пошлин также имеет свою историю. Так, в начале ХХ в. они обеспечивали до 14% всех доходов бюджета. Обложению подлежал большой круг товаров по Таможенному тарифу 1891. Министр финансов имел право увеличить ввозную пошлину до 50% на товары тех стран, к-рые повышали пошлины на рус. товары. В СССР и странах соц. лагеря ввозные пошлины служили средством планового регулирования внешней торговли и ограждали страны соц. содружества от влияния внешнего рынка. В целом внутри стран СЭВ уровень ставок ввозных пошлин был ниже, чем в развитых капиталистич. странах (см. также Таможенная пошлина). В зависимости от цели ввозные пошлины подразделяют на фискальные, протекционистские (покровительственные), антидемпинговые, преференциальные (предпочтительные), компенсационные и др. Ставки пошлин устанавливаются гос-вом и публикуются в Таможенном тарифе. Действуют три вида ставок: максимальные, минимальные и льготные. При установлении ставок ввозных пошлин их размер повышается по мере роста степени обработки изделий: сырье облагается минимальными ставками (до 5%), максимальные (20–25%) взимаются с готовых изделий.